Античные писатели

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ; Ky­ril­los, ум. в 444 г. н. э., гре­че­ский хри­сти­ан­ский писа­тель. О жиз­ни Кирил­ла до 412 г. нам извест­но мало. Он был пле­мян­ни­ком пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го Фео­фи­ла, веро­ят­но, неко­то­рое вре­мя жил сре­ди коптов. Воз­мож­но, при­ни­мал уча­стие в сино­де «Под Дубом» (403 г.), сняв­шем Иоан­на Зла­то­уста с пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла Кон­стан­ти­но­по­ля. После смер­ти Фео­фи­ла Кирилл выби­ра­ет­ся пат­ри­ар­хом Алек­сан­дрий­ским. В сво­ей рели­ги­оз­ной и писа­тель­ской дея­тель­но­сти он сра­жал­ся с вра­га­ми хри­сти­ан­ской веры — евре­я­ми и языч­ни­ка­ми. Одна­ко его при­част­ность к убий­ству в 415 г. зна­ме­ни­той жен­щи­ны-уче­но­го Ипа­тии про­бле­ма­тич­на. В 431 г. Кирилл сыг­рал решаю­щую роль на Эфес­ском собо­ре, где был лишен долж­но­сти и изгнан Нестор. Дея­тель­ность Кирил­ла ока­за­ла огром­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние сепа­ра­тиз­ма еги­пет­ской церк­ви и на даль­ней­шее раз­ви­тие копт­ско­го хри­сти­ан­ства. Лите­ра­тур­ное наследие Кирил­ла вклю­ча­ет про­из­веде­ния поле­ми­че­ские и эгзе­ге­ти­че­ские. Поле­ми­че­ские про­из­веде­ния Кирилл направ­лял преж­де все­го про­тив ари­ан (см. Арий) и несто­ри­ан (см. Нестор). Из анти­а­ри­ан­ских про­из­веде­ний нуж­но назвать Сокро­вищ­ни­цу нау­ки о Свя­той и Еди­но­сущ­ной Тро­и­це (He bib­los ton the­sau­ron pe­ri tes ha­gias kai ho­mou­siu Tria­dos; 415—425 гг.) и 7 диа­ло­гов О Свя­той и Еди­но­сущ­ной Тро­и­це (Pe­ri ha­gias kai ho­mou­siu Tria­dos; после 425 г.). В пер­вом из них Кирилл сле­ду­ет за Афа­на­си­ем, в дру­гом — более само­сто­я­те­лен. Из анти­не­сто­ри­ан­ских сочи­не­ний вни­ма­ния заслу­жи­ва­ют Пять книг про­тив заблуж­де­ний Несто­ра (Ka­ta ton Nes­to­riu dys­phe­mion pen­ta­bib­los an­tir­re­sis; ок. 430 г.) и сбор­ник из 3 трак­та­тов, пред­на­зна­чен­ный для импе­ра­то­ра Фео­до­сия II, Об истин­ной вере (Pros­pho­ne­ti­koi pe­ri tes or­thes pis­teos; 430 г.). Сохра­нив­ше­е­ся поле­ми­че­ское сочи­не­ние Кирил­ла, направ­лен­ное про­тив Юли­а­на Отступ­ни­ка, поз­во­ля­ет нам частич­но рекон­струи­ро­вать про­из­веде­ние само­го Юли­а­на Про­тив Гали­ле­ян. Сре­ди эгзе­ге­ти­че­ских трудов мож­но ука­зать на сохра­нив­ший­ся цели­ком труд О почи­та­нии и покло­не­нии в духе и истине (Pe­ri tes en pneu­ma­ti kai ale­theia prok­sy­ne­seo kai lat­reias), вклю­чаю­щий 17 книг диа­ло­гов на темы Вет­хо­го Заве­та и явля­ю­щий­ся ярким при­ме­ром алле­го­ри­че­ской интер­пре­та­ции Биб­лии в Алек­сан­дрии. Исполь­зо­ва­ние диа­ло­ги­че­ской фор­мы есть лишь сред­ство ука­зать на труд­ные места в тек­сте. Допол­не­ни­ем к это­му про­из­веде­нию явля­ет­ся напи­сан­ная в фор­ме ком­мен­та­рия к пер­вым кни­гам Вет­хо­го Заве­та Гла­фи­ра (Gla­phy­ra), в кото­рой Кирилл опи­ра­ет­ся преж­де все­го на труды Ори­ге­на. Кирилл писал так­же ком­мен­та­рии к отдель­ным кни­гам Вет­хо­го и Ново­го Заве­та. Из круп­ных про­из­веде­ний сле­ду­ет назвать еще Биб­лию в пяти кни­гах, от кото­рой сохра­ни­лись лишь фраг­мен­ты. В нашем рас­по­ря­же­нии нахо­дят­ся и Пас­халь­ные посла­ния Кирил­ла и немно­го­чис­лен­ные гомилии. Кирилл был пер­вым авто­ром, кото­рый начал ссы­лать­ся в ходе аргу­мен­та­ции на выска­зы­ва­ния сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков — цер­ков­ных писа­те­лей — и таким обра­зом ока­зал зна­чи­тель­ное вли­я­ние на после­дую­щее раз­ви­тие лите­ра­ту­ры.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА