КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ; Kyrillos, ум. в 444 г. н. э., греческий христианский писатель. О жизни Кирилла до 412 г. нам известно мало. Он был племянником патриарха Александрийского Феофила, вероятно, некоторое время жил среди коптов. Возможно, принимал участие в синоде «Под Дубом» (403 г.), снявшем Иоанна Златоуста с патриаршего престола Константинополя. После смерти Феофила Кирилл выбирается патриархом Александрийским. В своей религиозной и писательской деятельности он сражался с врагами христианской веры — евреями и язычниками. Однако его причастность к убийству в 415 г. знаменитой женщины-ученого Ипатии проблематична. В 431 г. Кирилл сыграл решающую роль на Эфесском соборе, где был лишен должности и изгнан Нестор. Деятельность Кирилла оказала огромное влияние на формирование сепаратизма египетской церкви и на дальнейшее развитие коптского христианства. Литературное наследие Кирилла включает произведения полемические и эгзегетические. Полемические произведения Кирилл направлял прежде всего против ариан (см. Арий) и несториан (см. Нестор). Из антиарианских произведений нужно назвать Сокровищницу науки о Святой и Единосущной Троице (He biblos ton thesauron peri tes hagias kai homousiu Triados; 415—425 гг.) и 7 диалогов О Святой и Единосущной Троице (Peri hagias kai homousiu Triados; после 425 г.). В первом из них Кирилл следует за Афанасием, в другом — более самостоятелен. Из антинесторианских сочинений внимания заслуживают Пять книг против заблуждений Нестора (Kata ton Nestoriu dysphemion pentabiblos antirresis; ок. 430 г.) и сборник из 3 трактатов, предназначенный для императора Феодосия II, Об истинной вере (Prosphonetikoi peri tes orthes pisteos; 430 г.). Сохранившееся полемическое сочинение Кирилла, направленное против Юлиана Отступника, позволяет нам частично реконструировать произведение самого Юлиана Против Галилеян. Среди эгзегетических трудов можно указать на сохранившийся целиком труд О почитании и поклонении в духе и истине (Peri tes en pneumati kai aletheia proksyneseo kai latreias), включающий 17 книг диалогов на темы Ветхого Завета и являющийся ярким примером аллегорической интерпретации Библии в Александрии. Использование диалогической формы есть лишь средство указать на трудные места в тексте. Дополнением к этому произведению является написанная в форме комментария к первым книгам Ветхого Завета Глафира (Glaphyra), в которой Кирилл опирается прежде всего на труды Оригена. Кирилл писал также комментарии к отдельным книгам Ветхого и Нового Завета. Из крупных произведений следует назвать еще Библию в пяти книгах, от которой сохранились лишь фрагменты. В нашем распоряжении находятся и Пасхальные послания Кирилла и немногочисленные гомилии. Кирилл был первым автором, который начал ссылаться в ходе аргументации на высказывания своих предшественников — церковных писателей — и таким образом оказал значительное влияние на последующее развитие литературы.
Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.