Словарь античности

ГУМАНИЗМ (hu­ma­nis­mus, от лат. hu­ma­ni­tas). Сло­вом hu­ma­ni­tas Цице­рон обо­зна­чал иде­ал гре­че­ско­го обра­зо­ва­ния, образ мыс­лей, достой­ный чело­ве­че­ской жиз­ни; одна­ко в рам­ках, огра­ни­чен­ных антич­ным стро­ем, гума­низм мог быть осу­щест­влен толь­ко для верх­ней части обще­ст­вен­ной пира­миды. Вско­ре появи­лась тен­ден­ция суже­ния широ­ко­го поня­тия гума­низ­ма, охва­ты­ваю­ще­го сово­куп­ность раз­лич­ных сто­рон жиз­ни. Он был сведен до зна­че­ния школь­но­го обра­зо­ва­ния. Гре­ко-рим­ские дис­кус­сии на эту тему в сред­не­ве­ко­вье отсту­пи­ли на зад­ний план перед цер­ков­ным иде­а­лом, одна­ко наряду с этим иде­а­лом сохра­ни­лось пони­ма­ние и при­зна­ние зна­че­ния свет­ско­го обра­зо­ва­ния (hu­ma­nio­ra). Начи­ная с 13 в. оно уси­ли­ва­ло нацио­наль­ное само­со­зна­ние город­ской бур­жу­а­зии. В это вре­мя гума­низм стал сред­ст­вом идей­ных спо­ров наи­бо­лее обра­зо­ван­ной части обще­ства про­тив гос­под­ства дво­рян­ства и церк­ви. Это спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию боль­шин­ства спе­ци­аль­ных наук. Начав­ше­е­ся в Евро­пе про­све­ти­тель­ское дви­же­ние внес­ло решаю­щий вклад в эко­но­ми­че­ское, обще­ст­вен­ное, куль­тур­ное и тех­ни­че­ское раз­ви­тие, полу­чив­шее общее назва­ние «Ренес­санс». Шла борь­ба за духов­ное осво­бож­де­ние лич­но­сти от схо­ла­сти­ки и цер­ков­ных кано­нов. Чело­век все боль­ше ста­но­вил­ся цен­тром вни­ма­ния. Истин­ный образ чело­ве­ка вопло­щал­ся в антич­ном иде­а­ле обра­зо­ва­ния. Это­му иде­а­лу стре­ми­лись под­ра­жать в обла­сти лите­ра­ту­ры, поли­ти­ки и соци­аль­ной жиз­ни. Веду­щие дея­те­ли Ренес­сан­са в Ита­лии, такие, как Дан­те, Пет­рар­ка, Бок­кач­чо, Пико дел­ла Миран­до­ла, рас­смат­ри­ва­ли в каче­стве образ­ца для под­ра­жа­ния извест­ных рим­лян, хотя про­яв­ля­ли инте­рес и к гре­кам. После заво­е­ва­ния Кон­стан­ти­но­по­ля тур­ка­ми (1453) эми­гри­ро­вав­шие оттуда в Ита­лию уче­ные в воз­рас­таю­щей мере спо­соб­ст­во­ва­ли рас­про­стра­не­нию и гре­че­ской куль­ту­ры. Уси­лил­ся инте­рес к антич­ным тек­стам как источ­ни­кам новых взглядов на жизнь. Хра­нив­ши­е­ся в мона­сты­рях антич­ные руко­пи­си увиде­ли свет бла­го­да­ря кни­го­пе­ча­та­нию, изо­бре­тен­но­му после 1464. Людей, зани­маю­щих­ся рас­про­стра­не­ни­ем антич­ных образ­цов в эпо­ху Ренес­сан­са в Ита­лии, а так­же во Фран­ции, Англии и Нидер­лан­дах, назы­ва­ли гума­ни­ста­ми. В Гер­ма­нии в гума­низ­ме виде­ли осо­бую педа­го­ги­че­скую цель вос­пи­та­ния ора­то­ров, поэтов, фило­со­фов. Все это полу­чи­ло рас­про­стра­не­ние бла­го­да­ря рефор­ме обра­зо­ва­ния, про­хо­див­шей в рам­ках Рефор­ма­ции, через шко­лы и церк­ви (Рей­х­лин, Меланх­тон). Одна­ко гума­низм Ренес­сан­са был огра­ни­чен неболь­шой про­слой­кой обра­зо­ван­ных людей, он не достиг и не мог охва­тить широ­ких масс наро­да.

См. также:
ГУМАНИЗМ в античности (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ЭРЕТРИКИ, ЕРЕТРИКИ • АГНОЗИЯ • ЕВДАМОНИЗМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА