ГУМАНИЗМ (humanismus, от лат. humanitas). Словом humanitas Цицерон обозначал идеал греческого образования, образ мыслей, достойный человеческой жизни; однако в рамках, ограниченных античным строем, гуманизм мог быть осуществлен только для верхней части общественной пирамиды. Вскоре появилась тенденция сужения широкого понятия гуманизма, охватывающего совокупность различных сторон жизни. Он был сведен до значения школьного образования. Греко-римские дискуссии на эту тему в средневековье отступили на задний план перед церковным идеалом, однако наряду с этим идеалом сохранилось понимание и признание значения светского образования (humaniora). Начиная с 13 в. оно усиливало национальное самосознание городской буржуазии. В это время гуманизм стал средством идейных споров наиболее образованной части общества против господства дворянства и церкви. Это способствовало развитию большинства специальных наук. Начавшееся в Европе просветительское движение внесло решающий вклад в экономическое, общественное, культурное и техническое развитие, получившее общее название «Ренессанс». Шла борьба за духовное освобождение личности от схоластики и церковных канонов. Человек все больше становился центром внимания. Истинный образ человека воплощался в античном идеале образования. Этому идеалу стремились подражать в области литературы, политики и социальной жизни. Ведущие деятели Ренессанса в Италии, такие, как Данте, Петрарка, Боккаччо, Пико делла Мирандола, рассматривали в качестве образца для подражания известных римлян, хотя проявляли интерес и к грекам. После завоевания Константинополя турками (1453) эмигрировавшие оттуда в Италию ученые в возрастающей мере способствовали распространению и греческой культуры. Усилился интерес к античным текстам как источникам новых взглядов на жизнь. Хранившиеся в монастырях античные рукописи увидели свет благодаря книгопечатанию, изобретенному после 1464. Людей, занимающихся распространением античных образцов в эпоху Ренессанса в Италии, а также во Франции, Англии и Нидерландах, называли гуманистами. В Германии в гуманизме видели особую педагогическую цель воспитания ораторов, поэтов, философов. Все это получило распространение благодаря реформе образования, проходившей в рамках Реформации, через школы и церкви (Рейхлин, Меланхтон). Однако гуманизм Ренессанса был ограничен небольшой прослойкой образованных людей, он не достиг и не мог охватить широких масс народа.