ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство беседы). Первоначально диалектика трактовалась как искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в высказываниях противников, как искусство беседы. Первыми представителями были элеаты Зенон и Мелисс. Диалектика софистов развивалась как средство аргументации, которое должно было принести успех в юридической практике и политической жизни. В полемике с Парменидом софисты стремились сделать парадоксы его учения более рациональными. Они утверждали, что истина — лишь относительное и субъективное, а не абсолютное и объективное. В объективной подвижности явлений и предметов они искали обоснование своей теории познания. Мастером искусства беседы был Сократ, который использовал диалектику для доказательства истины. Последнюю Сократ рассматривал как необходимую предпосылку нравственного поведения. В диалогах Платона можно в общих чертах познакомиться с тем, как Сократ применял диалектику на практике. Евклид из Мегары развил эристику (искусство спора, искусство переубеждать). Как и Зенон, Евклид, кроме диалектики, использовал и другие косвенные доказательства. Сходное искусство ведения беседы признавалось и элидо-эретрийской школой. В своей логике Аристотель привел все современные ему достижения субъективной диалектики в научную систему, но не ограничился только этим. Под словом «диалектика» Аристотель понимал такую умственную деятельность, которая была направлена на отыскание высших принципов толкования истины. Античная диалектика была связана с метафизическим и идеалистическим воззрениями. Обычно она искала не средства обнаружения истины, а способы остаться правым в споре и при необходимости уметь с успехом защитить свои спорные мнения. Нужно отдать должное античным диалектикам: они обострили и уточнили мышление, а вместе с тем подготовили решение задач, которые впервые были поставлены лишь много позже. Как учение о всеобщем движении и законах развития природы, общества и мышления диалектика имела в античные времена значительных представителей. Всеобщее движение вещей признавала уже ионическая натурфилософия, которая стремилась объяснить главные вопросы своего исследования не мифологическим, а естественным путем. Ионические философы молчаливо исходили из признания материального единства мира. Анаксимандр воспринимал возникновение вещей как результат преодоления противоположностей на основе всеобщего движения. Главным представителем объективной материалистичной диалектики античности был Гераклит. Он признавал противоречивость и единство мира и постоянное движение всех вещей. Диалектическое мышление было присуще также и пифагорейцам. Добро и зло, свет и тьма, а также другие подобные противоположности назывались в числе противоречий, характеризующих мир. Противоречия между притяжением и отталкиванием нашли свое яркое выражение в учении о любви и ненависти Эмпедокла. Анаксимандр, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит и Аристотель являются предшественниками авторов современной теории биологического развития. Мысли о развитии материального мира имеются у Платона, который признавал справедливость воззрений Гераклита о явлениях материального мира, но не забывал отметить, что эти явления зависят от мира вечной и неподвижной идеи. Само слово «диалектика» было применено Платоном в его учении об идее, где оно имело совершенно иное, чем теперь, значение. Воззрения Гераклита нашли свое отражение также в натурфилософии Стои. Рассмотрением диалектического соотношения частного и всеобщего занимались Евклид, Платон и Аристотель. У неоплатоников Прокл представлял диалектику абстрактно-спекулятивных триад. По-видимому, его предшественником был Феодор из Азины. Античные диалектики оказали влияние на последующие поколения, и не только на таких философов, как Гегель, но и на поэтов (Гёте, Брехт).