Словарь античности

ДИАЛЕКТИКА (греч. — искус­ство беседы). Пер­во­на­чаль­но диа­лек­ти­ка трак­то­ва­лась как искус­ство нахож­де­ния исти­ны через рас­кры­тие про­ти­во­ре­чий в выска­зы­ва­ни­ях про­тив­ни­ков, как искус­ство беседы. Пер­вы­ми пред­ста­ви­те­ля­ми были эле­а­ты Зенон и Мелисс. Диа­лек­ти­ка софи­стов раз­ви­ва­лась как сред­ство аргу­мен­та­ции, кото­рое долж­но было при­не­сти успех в юриди­че­ской прак­ти­ке и поли­ти­че­ской жиз­ни. В поле­ми­ке с Пар­ме­нидом софи­сты стре­ми­лись сде­лать пара­док­сы его уче­ния более рацио­наль­ны­ми. Они утвер­жда­ли, что исти­на — лишь отно­си­тель­ное и субъ­ек­тив­ное, а не абсо­лют­ное и объ­ек­тив­ное. В объ­ек­тив­ной подвиж­но­сти явле­ний и пред­ме­тов они иска­ли обос­но­ва­ние сво­ей тео­рии позна­ния. Масте­ром искус­ства беседы был Сократ, кото­рый исполь­зо­вал диа­лек­ти­ку для дока­за­тель­ства исти­ны. Послед­нюю Сократ рас­смат­ри­вал как необ­хо­ди­мую пред­по­сыл­ку нрав­ст­вен­но­го поведе­ния. В диа­ло­гах Пла­то­на мож­но в общих чер­тах позна­ко­мить­ся с тем, как Сократ при­ме­нял диа­лек­ти­ку на прак­ти­ке. Евклид из Мега­ры раз­вил эри­сти­ку (искус­ство спо­ра, искус­ство пере­убеж­дать). Как и Зенон, Евклид, кро­ме диа­лек­ти­ки, исполь­зо­вал и дру­гие кос­вен­ные дока­за­тель­ства. Сход­ное искус­ство веде­ния беседы при­зна­ва­лось и элидо-эре­трий­ской шко­лой. В сво­ей логи­ке Ари­сто­тель при­вел все совре­мен­ные ему дости­же­ния субъ­ек­тив­ной диа­лек­ти­ки в науч­ную систе­му, но не огра­ни­чил­ся толь­ко этим. Под сло­вом «диа­лек­ти­ка» Ари­сто­тель пони­мал такую умст­вен­ную дея­тель­ность, кото­рая была направ­ле­на на отыс­ка­ние выс­ших прин­ци­пов тол­ко­ва­ния исти­ны. Антич­ная диа­лек­ти­ка была свя­за­на с мета­фи­зи­че­ским и иде­а­ли­сти­че­ским воз­зре­ни­я­ми. Обыч­но она иска­ла не сред­ства обна­ру­же­ния исти­ны, а спо­со­бы остать­ся пра­вым в спо­ре и при необ­хо­ди­мо­сти уметь с успе­хом защи­тить свои спор­ные мне­ния. Нуж­но отдать долж­ное антич­ным диа­лек­ти­кам: они обост­ри­ли и уточ­ни­ли мыш­ле­ние, а вме­сте с тем под­гото­ви­ли реше­ние задач, кото­рые впер­вые были постав­ле­ны лишь мно­го поз­же. Как уче­ние о все­об­щем дви­же­нии и зако­нах раз­ви­тия при­ро­ды, обще­ства и мыш­ле­ния диа­лек­ти­ка име­ла в антич­ные вре­ме­на зна­чи­тель­ных пред­ста­ви­те­лей. Все­об­щее дви­же­ние вещей при­зна­ва­ла уже иони­че­ская натур­фи­ло­со­фия, кото­рая стре­ми­лась объ­яс­нить глав­ные вопро­сы сво­его иссле­до­ва­ния не мифо­ло­ги­че­ским, а есте­ствен­ным путем. Иони­че­ские фило­со­фы мол­ча­ли­во исхо­ди­ли из при­зна­ния мате­ри­аль­но­го един­ства мира. Ана­к­си­мандр вос­при­ни­мал воз­ник­но­ве­ние вещей как резуль­тат пре­одо­ле­ния про­ти­во­по­лож­но­стей на осно­ве все­об­ще­го дви­же­ния. Глав­ным пред­ста­ви­те­лем объ­ек­тив­ной мате­ри­а­ли­стич­ной диа­лек­ти­ки антич­но­сти был Герак­лит. Он при­зна­вал про­ти­во­ре­чи­вость и един­ство мира и посто­ян­ное дви­же­ние всех вещей. Диа­лек­ти­че­ское мыш­ле­ние было при­су­ще так­же и пифа­го­рей­цам. Доб­ро и зло, свет и тьма, а так­же дру­гие подоб­ные про­ти­во­по­лож­но­сти назы­ва­лись в чис­ле про­ти­во­ре­чий, харак­те­ри­зу­ю­щих мир. Про­ти­во­ре­чия меж­ду при­тя­же­ни­ем и оттал­ки­ва­ни­ем нашли свое яркое выра­же­ние в уче­нии о люб­ви и нена­ви­сти Эмпе­док­ла. Ана­к­си­мандр, Эмпе­докл, Ана­к­са­гор, Демо­крит и Ари­сто­тель явля­ют­ся пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми авто­ров совре­мен­ной тео­рии био­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия. Мыс­ли о раз­ви­тии мате­ри­аль­но­го мира име­ют­ся у Пла­то­на, кото­рый при­зна­вал спра­вед­ли­вость воз­зре­ний Герак­ли­та о явле­ни­ях мате­ри­аль­но­го мира, но не забы­вал отме­тить, что эти явле­ния зави­сят от мира веч­ной и непо­движ­ной идеи. Само сло­во «диа­лек­ти­ка» было при­ме­не­но Пла­то­ном в его уче­нии об идее, где оно име­ло совер­шен­но иное, чем теперь, зна­че­ние. Воз­зре­ния Герак­ли­та нашли свое отра­же­ние так­же в натур­фи­ло­со­фии Стои. Рас­смот­ре­ни­ем диа­лек­ти­че­ско­го соот­но­ше­ния част­но­го и все­об­ще­го зани­ма­лись Евклид, Пла­тон и Ари­сто­тель. У нео­пла­то­ни­ков Прокл пред­став­лял диа­лек­ти­ку абстракт­но-спе­ку­ля­тив­ных три­ад. По-види­мо­му, его пред­ше­ст­вен­ни­ком был Фео­дор из Ази­ны. Антич­ные диа­лек­ти­ки ока­за­ли вли­я­ние на после­дую­щие поко­ле­ния, и не толь­ко на таких фило­со­фов, как Гегель, но и на поэтов (Гёте, Брехт).

См. также:
ДИАЛЕКТИКА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ЭРЕТРИКИ, ЕРЕТРИКИ • АГНОЗИЯ • ЕВДАМОНИЗМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА