Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИАЛЕ́КТИКА

Dia­lectĭce, ἠ διαλεκ­τι­κή, обо­зна­ча­ет у Пла­то­на логи­ку или метод выс­ше­го спе­ку­ла­тив­но­го мыш­ле­ния; Ари­сто­тель, напро­тив, раз­ли­чал науч­ные заклю­че­ния от заклю­че­ний толь­ко диа­лек­ти­че­ских или прав­до­по­доб­ных. Таким путем диа­лек­ти­ка мало-пома­лу обра­ти­лась в искус­ство при­да­вать заклю­че­ни­ям вид прав­до­по­доб­но­сти, и назва­ние διαλεκ­τι­κοί, dia­lec­ti­ci, пере­шло пре­иму­ще­ст­вен­но на тех фило­со­фов, кото­рые в сво­их беседах поль­зо­ва­лись вся­ко­го рода улов­ка­ми и хит­ро­стя­ми. Затем это назва­ние рас­про­стра­не­но было на неко­то­рые фило­соф­ские шко­лы, в осо­бен­но­сти на мегар­скую или ери­сти­че­скую и на сто­и­ков; кро­ме того, назва­ние это спе­ци­аль­но при­над­ле­жит шко­ле, осно­ван­ной Клей­то­ма­хом кар­фа­ген­ским, уче­ни­ком Кар­не­ада.

См. также:
ДИАЛЕКТИКА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 393.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • «ИДИЛЛИИ» •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА