Словарь античности

ДИФИРАМБ (греч. dithy­ram­bos), древ­не­гре­че­ская хоро­вая песнь, свя­зан­ная с куль­том Дио­ни­са (назва­ние от при­зы­ва «Thriam­be Dithy­ram­be»). У исто­ков этой худо­же­ст­вен­ной фор­мы, по-види­мо­му, сто­я­ли Ари­он и Лас. Симо­нид Кеос­ский был победи­те­лем в дифи­рам­бах-аго­нах. Выдаю­щи­е­ся при­ме­ры это­го жан­ра мы встре­ча­ем у Вак­хи­лида и Пин­да­ра. В 5—4 вв. до н. э. такие масте­ра, как Мела­нип­пид, Филок­сен и Тимо­фей пре­об­ра­зо­ва­ли дифи­рамб, введя в него сво­бод­ные рит­мы и музы­каль­ные нов­ше­ства: вир­ту­оз­ное соль­ное пение, а так­же сме­ну тональ­но­стей и рит­ма. В то вре­мя как Ари­сто­фан и Пла­тон кри­ти­ко­ва­ли дифи­рамб, Ари­сто­тель выде­лял его в каче­стве един­ст­вен­но­го жан­ра совре­мен­ной ему лири­ки. Из бога­той кол­лек­ции дошед­ших до нас древ­не­гре­че­ских дифи­рам­бов (их мож­но срав­нить с совре­мен­ны­ми кан­та­та­ми или корот­ки­ми опе­ра­ми), осо­бен­но инте­ре­сен дифи­рам­би­че­ский ном «Пер­сы» Тимо­фея (боль­шей частью сохра­нив­ший­ся). Под­ра­жа­ния дифи­рам­бу в сво­бод­ной рит­ми­ке мож­но най­ти у Гёте, Гёль­дер­ли­на, Ниц­ше и дру­гих авто­ров.

См. также:
ДИФИРАМБ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИМВАЛ, ЛИТАВРЫ • КИФАРА • ЛЮТНЯ • АРФА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА