ДИФИРА́МБ
Dithyrambus, διθύραμβος, торжественная песнь в честь Вакха (по словопроизводству, может быть, в связи со словом τίτυρος = σάτυρος), которая впервые появилась в древнейшие времена, вместе с культом Диониса, во Фригии или Лидии и, соответственно воодушевленному характеру этого культа, диким, возбуждающим образом прославляла в весенний праздник подвиги и судьбы Диониса. В Аттике на ионийских и эолийских островах, в Беотии, Флиунте, Сикионе, Коринфе и в других местах, где процветало служение Вакху, пелись таковые песни в шумных процессиях поклонниками Вакха, в грубой и безыскусной форме, пока Арион (см. Arion) не дал дифирамбу в Коринфе первую художественную отделку и не научил исполнять пение его очередующимися хорами (κύκλιοι χοροί), из которых впоследствии развилась трагедия. Дальнейшее развитие дифирамб получил в Афинах, где в блестящие Дионисовы празднества выступали на состязание отличнейшие лирические поэты, каковы были: Ласос Гермионский (ок. 500 г. до Р. Х.), Симонид Кеосский, Пиндар и др. Дифирамбы этих древнейших поэтов, несомненно, отличались высоким полетом мысли и пылкой стремительностью речи и рифмы, но сильно возбужденное чувство у них всегда сдерживалось в надлежащих пределах силой воли и сознанием своего достоинства. Но со времени Меланиппида Мелосского (младшего, ок. 415 г. до Р. Х.) дифирамб стал вырождаться; музыка взяла перевес над поэзией и сделалась изнеженной и искусственной; увлекались беспредельным воображением, пустыми и напыщенными фразами и чудовищными образами; отказались от распределения на хоры и стали пренебрегать соблюдавшимися до тех пор правилами ритма. Известнейшие поэты этого периода: Филоксен Киферский (умер в 380 г. до Р. Х.), Кинесий Афинский и Фриннис Митиленский (ок. 415 г.), Тимофей Милетский (умер в 357 г.) и современники его Полиид (Πολύειδος) и Телест. Под влиянием этих поэтов дифирамб мало-помалу преобразовался в музыкальную миму, которая представлялась уже не хорами, а отдельными виртуозами. Что касается содержания дифирамбов, то уже древнейшие поэты заимствовали темы из героической мифологии, изображая в своих песнях таких героев и героинь, которым, подобно Дионису, пришлось бороться и страдать. В этом отношении им подражали и позднейшие поэты. От дифирамбов до нас дошли только отрывки (лучший сборник составил Bergk, poët. lyr. Græc. III); однако хор в трагедии Еврипида Βάκχαι (64—