Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИФИРА́МБ

Dithy­ram­bus, δι­θύραμ­βος, тор­же­ст­вен­ная песнь в честь Вак­ха (по сло­во­про­из­вод­ству, может быть, в свя­зи со сло­вом τί­τυρος = σά­τυρος), кото­рая впер­вые появи­лась в древ­ней­шие вре­ме­на, вме­сте с куль­том Дио­ни­са, во Фри­гии или Лидии и, соот­вет­ст­вен­но вооду­шев­лен­но­му харак­те­ру это­го куль­та, диким, воз­буж­даю­щим обра­зом про­слав­ля­ла в весен­ний празд­ник подви­ги и судь­бы Дио­ни­са. В Атти­ке на ионий­ских и эолий­ских ост­ро­вах, в Бео­тии, Фли­ун­те, Сики­оне, Корин­фе и в дру­гих местах, где про­цве­та­ло слу­же­ние Вак­ху, пелись тако­вые пес­ни в шум­ных про­цес­си­ях поклон­ни­ка­ми Вак­ха, в гру­бой и безыс­кус­ной фор­ме, пока Ари­он (см. Arion) не дал дифи­рам­бу в Корин­фе первую худо­же­ст­вен­ную отдел­ку и не научил испол­нять пение его оче­редую­щи­ми­ся хора­ми (κύκ­λιοι χο­ροί), из кото­рых впо­след­ст­вии раз­ви­лась тра­гедия. Даль­ней­шее раз­ви­тие дифи­рамб полу­чил в Афи­нах, где в бле­стя­щие Дио­ни­со­вы празд­не­ства высту­па­ли на состя­за­ние отлич­ней­шие лири­че­ские поэты, како­вы были: Ласос Гер­ми­он­ский (ок. 500 г. до Р. Х.), Симо­нид Кеос­ский, Пин­дар и др. Дифи­рам­бы этих древ­ней­ших поэтов, несо­мнен­но, отли­ча­лись высо­ким поле­том мыс­ли и пыл­кой стре­ми­тель­но­стью речи и риф­мы, но силь­но воз­буж­ден­ное чув­ство у них все­гда сдер­жи­ва­лось в над­ле­жа­щих пре­де­лах силой воли и созна­ни­ем сво­его досто­ин­ства. Но со вре­ме­ни Мела­нип­пида Мелос­ско­го (млад­ше­го, ок. 415 г. до Р. Х.) дифи­рамб стал вырож­дать­ся; музы­ка взя­ла пере­вес над поэ­зи­ей и сде­ла­лась изне­жен­ной и искус­ст­вен­ной; увле­ка­лись бес­пре­дель­ным вооб­ра­же­ни­ем, пусты­ми и напы­щен­ны­ми фра­за­ми и чудо­вищ­ны­ми обра­за­ми; отка­за­лись от рас­пре­де­ле­ния на хоры и ста­ли пре­не­бре­гать соблюдав­ши­ми­ся до тех пор пра­ви­ла­ми рит­ма. Извест­ней­шие поэты это­го пери­о­да: Филок­сен Кифер­ский (умер в 380 г. до Р. Х.), Кине­сий Афин­ский и Фрин­нис Мити­лен­ский (ок. 415 г.), Тимо­фей Милет­ский (умер в 357 г.) и совре­мен­ни­ки его Поли­ид (Πο­λύειδος) и Телест. Под вли­я­ни­ем этих поэтов дифи­рамб мало-пома­лу пре­об­ра­зо­вал­ся в музы­каль­ную миму, кото­рая пред­став­ля­лась уже не хора­ми, а отдель­ны­ми вир­туо­за­ми. Что каса­ет­ся содер­жа­ния дифи­рам­бов, то уже древ­ней­шие поэты заим­ст­во­ва­ли темы из геро­и­че­ской мифо­ло­гии, изо­бра­жая в сво­их пес­нях таких геро­ев и геро­инь, кото­рым, подоб­но Дио­ни­су, при­шлось бороть­ся и стра­дать. В этом отно­ше­нии им под­ра­жа­ли и позд­ней­шие поэты. От дифи­рам­бов до нас дошли толь­ко отрыв­ки (луч­ший сбор­ник соста­вил Bergk, poët. lyr. Græc. III); одна­ко хор в тра­гедии Еври­пида Βάκ­χαι (64—165) пред­став­ля­ет образ­чик дифи­рам­ба. Ср.: Har­tung, Phi­lol. I, стр. 397—420 и M. Schmidt, diat­ri­be in dithy­ram­bum (1845).

См. также:
ДИФИРАМБ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 417—418.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • ДИАЛЕКТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА