Словарь античности

«ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ», фигу­ра юно­го или боро­да­то­го пас­ту­ха, кото­рый несет на пле­чах овцу или бара­на. «Доб­рый пас­тырь» — важ­ней­ший сим­во­ли­че­ский образ позд­не­ан­тич­но­го и ран­не­хри­сти­ан­ско­го свет­ско­го и погре­баль­но­го искус­ства (пла­сти­ка, сар­ко­фа­ги, ката­комб­ная живо­пись, моза­и­ка, искус­ство малых форм). На осно­ве ново­за­вет­ных пас­тыр­ских ана­ло­гий в «Доб­ром пас­ты­ре» ста­ли видеть изо­бра­же­ние Хри­ста. Рим­ское искус­ство сна­ча­ла усмат­ри­ва­ло в «Доб­ром пас­ты­ре» сим­вол люб­ви к чело­ве­ку (филан­тро­пия). В нача­ле 3 в. «Доб­рый пас­тырь» полу­чил рас­про­стра­не­ние в ран­не­хри­сти­ан­ском искус­стве как сим­вол люб­ви к ближ­не­му и как сим­вол Хри­ста, заботя­ще­го­ся о сво­ем ста­де. В 4 в. под вли­я­ни­ем раз­ви­ваю­щей­ся хри­сти­ан­ской ико­но­гра­фии инте­рес к обра­зу «Доб­ро­го пас­ты­ря», несу­ще­го овцу, угас.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЛАОКООН • «БОРГЕЗИЙСКИЙ БОЕЦ» • «ГРУППА ИЛЬДЕФОНСО» • АФРОДИТА КНИДСКАЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуэтка «доброго пастыря». Фрагмент рельефа с фронтальной стороны саркофага, переработанный в полный рельеф.
Мрамор. Конец III — начало IV в.
Обширная реставрация Джузеппе Анджелини, 1764.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуэтка «доброго пастыря». Фрагмент рельефа с фронтальной стороны саркофага, переработанный в полный рельеф.
Мрамор. Конец III — начало IV в.
Обширная реставрация Джузеппе Анджелини, 1764.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуэтка «доброго пастыря». Фрагмент рельефа с фронтальной стороны саркофага, переработанный в полный рельеф.
Мрамор. Конец III — начало IV в.
Обширная реставрация Джузеппе Анджелини, 1764.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА