Словарь античности

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (Euse­bios), род. ок. 260 в Пале­стине, ум. в 339, рим­ский цер­ков­ный писа­тель, исто­рик. Был уче­ни­ком муче­ни­ка Пам­фи­лия в Кеса­рии. В 313 стал епи­ско­пом в Кеса­рии. Бла­го­да­ря сво­ей уче­но­сти вошел в дове­рие к Кон­стан­ти­ну I. В обла­сти тео­ло­гии Евсе­вий Кеса­рий­ский, как и Ори­ген, был сто­рон­ни­ком уче­ния о суб­ор­ди­на­ции (Хри­стос нахо­дит­ся в под­чи­нен­ном поло­же­нии по отно­ше­нию к богу), откло­нил тезис Ария о том, что Хри­стос — тво­ре­ние бога. Евсе­вий Кеса­рий­ский ока­зал зна­чи­тель­ное вли­я­ние на хри­сти­ан­скую лите­ра­ту­ру после­дую­щих сто­ле­тий. Он напи­сал миро­вую хро­ни­ку, кото­рую Иеро­ним затем рас­ши­рил и пере­вел на латынь, а так­же пер­вый труд по исто­рии церк­ви, охва­ты­ваю­щий пери­од от осно­ва­ния церк­ви до 324 и содер­жа­щий мно­гие доку­мен­ты и выдерж­ки из недо­шед­шей до нас лите­ра­ту­ры. Это при­нес­ло ему титул «отца исто­рии церк­ви». Евсе­вий Кеса­рий­ский высту­пал так­же как соби­ра­тель лите­ра­ту­ры: ему при­над­ле­жат «Prae­pa­ra­tio» и «De­monstra­tio evan­ge­li­ca», содер­жа­щие мно­го выпи­сок из не дошед­ших до нас сочи­не­ний антич­ной лите­ра­ту­ры. Евсе­вий Кеса­рий­ский изве­стен так­же био­гра­фи­че­ски­ми труда­ми (в чис­ле про­чих пане­ги­рик «Житие импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на»). Его поли­ти­ко-тео­ло­ги­че­ские воз­зре­ния (Кон­стан­тин и его государ­ство как отра­же­ние цар­ства божье­го) ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на Визан­тий­ское государ­ство.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КЛИМЕНТ • АПОЛЛИНАРИС • АРАТОР • ЕВСТАФИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА