Словарь античности

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. На терри­то­рии Гре­ции, при­ле­жа­щих к ней ост­ро­вах и про­ти­во­по­лож­ном побе­ре­жье Малой Азии пло­ща­дей, при­год­ных для зем­леде­лия, было немно­го. Поэто­му важ­ную роль игра­ло паст­бищ­ное ското­вод­ство в гор­ных рай­о­нах. Почти везде отсут­ст­во­ва­ла необ­хо­ди­мость в соору­же­нии оро­си­тель­ных систем. Это облег­ча­ло кре­стья­нам, вла­дев­шим зем­лей, выход из общин­но­го зем­ле­поль­зо­ва­ния, что при­ве­ло к обра­зо­ва­нию совер­шен­но новой струк­ту­ры сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го укла­да. Еди­но­лич­ное кре­стьян­ское хозяй­ство велось по дву­поль­ной систе­ме. Доста­точ­но при­ми­тив­ны­ми оруди­я­ми труда в год уда­ва­лось обра­ба­ты­вать от 4 до 5 га зем­ли. Плуг, запря­жен­ный в пару быков, пред­став­лял собой не асим­мет­рич­ный отваль­ный плуг, а сим­мет­рич­ный плуг-про­паш­ник, остав­ляв­ший на пашне борозду. Для раз­рых­ле­ния поч­вы и запа­хи­ва­ния удоб­ре­ния при­хо­ди­лось делать от трех до четы­рех заго­нов вдоль и попе­рек поля. Часто воз­ни­ка­ла необ­хо­ди­мость после каж­дой про­ло­жен­ной борозды уби­рать с паш­ни кам­ни, выпа­лы­вать сор­ную тра­ву и допол­ни­тель­но обра­ба­ты­вать моты­гой те места, кото­рые плуг взрых­лил недо­ста­точ­но глу­бо­ко. Мотыж­ная обра­бот­ка раз­рав­ни­ва­ла паш­ню, и боро­но­ва­ние было ненуж­ным. Сея­ли руч­ным спо­со­бом ячмень, пше­ни­цу, кун­жут как мас­лич­ную куль­ту­ру. Овес счи­тал­ся сор­ня­ком, ко ржи отно­си­лись пре­не­бре­жи­тель­но. На лег­ко оро­шае­мых участ­ках сея­ли про­со. После посе­ва выпа­лы­ва­ли сор­ня­ки. Жали сер­па­ми, соло­ма прак­ти­че­ски не исполь­зо­ва­лась. Из бобо­вых выра­щи­ва­ли бобы, чече­ви­цу, вику, люпин, реже горох, а после пер­сид­ских войн и люцер­ну. О выра­щи­ва­нии льна и коноп­ли сведе­ний не име­ет­ся. Поме­щи­чье зем­леде­лие исполь­зо­ва­ло труд рабов и наем­ных рабо­чих с при­ме­не­ни­ем в каче­стве тяг­ло­вой силы скота. В Спар­те в сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных работах исполь­зо­вал­ся труд государ­ст­вен­ных кре­пост­ных — ило­тов. При­вле­че­ние боль­шо­го коли­че­ства рабо­чей силы не при­но­си­ло, одна­ко, успе­хов. Нель­зя утвер­ждать, что трех­поль­ная систе­ма впер­вые была при­ме­не­на в хозяй­ствах круп­ных земле­вла­дель­цев, ско­рее это про­изо­шло у мел­ких соб­ст­вен­ни­ков. Кри­зис зем­леде­лия насту­пил с уве­ли­че­ни­ем задол­жен­но­сти кре­стьян; он вынудил сокра­тить посе­вы зер­но­вых куль­тур и отдать осво­бо­див­ши­е­ся пло­ща­ди под возде­лы­ва­ние вино­гра­да и выра­щи­ва­ние олив. Толь­ко в элли­ни­сти­че­ский пери­од с рас­ши­ре­ни­ем исполь­зо­ва­ния труда рабов сво­бод­ные участ­ки во фрук­то­вых и олив­ко­вых садах нача­ли засе­вать­ся зер­но­вы­ми куль­ту­ра­ми. В Ита­лии, где поч­ва была более пло­до­род­ной, пше­ни­ца вытес­ни­ла поль­зо­вав­ши­е­ся мень­шим спро­сом дру­гие зер­но­вые куль­ту­ры рань­ше, чем в Гре­ции. Одна­ко и в Ита­лии пред­по­чте­ние отда­ва­лось спе­ци­аль­ным куль­ту­рам — оли­вам и осо­бен­но вино­гра­ду. Во вре­ме­на Като­на Рим пре­вра­тил­ся в боль­шой город, вслед­ст­вие чего умень­ши­лись есте­ствен­ные паст­бищ­ные уго­дья. Это уве­ли­чи­ло потреб­ность в сене и огра­ни­чи­ло зем­леде­лие в поль­зу раз­ви­тия луго­во­го хозяй­ства. В Ита­лии ското­вод­ство игра­ло бо́льшую роль, чем зем­леде­лие, т. к. импорт зер­на из про­вин­ций пол­но­стью удо­вле­тво­рял про­до­воль­ст­вен­ные потреб­но­сти стра­ны. Попыт­ки орга­ни­зо­вать круп­ное сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ное про­из­вод­ство окон­чи­лись неуда­чей. Введен­ный коло­нат вер­нул преж­ние аграр­ные отно­ше­ния. Рим­ляне про­дол­жа­ли совер­шен­ст­во­вать сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные орудия. Пред­по­ло­жи­тель­но в 1 в. до н. э. зуб­ча­тая боро­на сме­ни­ла пле­те­ную боро­ну. Соглас­но Пли­нию Стар­ше­му, в 1 в. н. э. суще­ст­во­ва­ли уже четы­ре типа плу­гов, а в Гре­ции был изо­бре­тен плуг с колес­ным пере­д­ком. Лемех и асим­мет­рич­ный отвал появи­лись сна­ча­ла в дал­мат­ских и кельт­ских обла­стях. Косил­ка исполь­зо­ва­лась ино­гда в лати­фун­ди­ях при недо­стат­ке рабо­чей силы.


Зем­леде­лие. Бычья упряж­ка с сохой и сея­тель (чер­но­фи­гур­ная чаша Нико­сфе­на, ок. 550 до н. э.; Запад­ный Бер­лин, Государ­ст­вен­ный музей, Антич­ное отде­ле­ние).

Зем­леде­лие. Сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные работы на поме­щи­чьих полях. Ввер­ху, сле­ва напра­во: поме­щик и скло­нив­ший­ся фогт; батрак с моты­гой; пахарь, пого­ня­ю­щий упряж­ку; батрак; сея­тель; лошадь. Вни­зу, сле­ва напра­во: над­смотр­щик (или поме­щик); муж­чи­на в корот­ком пла­ще; двух­ко­лес­ная повоз­ка, гру­жен­ная сосуда­ми с рас­ти­тель­ным мас­лом, и воз­ни­ца; погон­щик; муж­чи­на в длин­ном пла­ще; пахарь, пого­ня­ю­щий упряж­ку (атти­че­ская чер­но­фи­гур­ная чаша, ок. 530 до н. э., Париж, Лувр).

См. также:
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ГРОМАТИК • АГРИМЕНЗОР • ЗЕМЛЕДЕЛИЕ • ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Сельскохозяйственные работы на помещичьих полях.
Чернофигурная чаша. Аттика.
Глина. Ок. 530 г. до н. э.
Париж, Лувр.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Бычья упряжка с сохой и сеятель.
Чернофигурная чаша. Аттика.
Мастер Никосфен.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА