Словарь античности

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. На терри­то­рии Гре­ции, при­ле­жа­щих к ней ост­ро­вах и про­ти­во­по­лож­ном побе­ре­жье Малой Азии пло­ща­дей, при­год­ных для зем­леде­лия, было немно­го. Поэто­му важ­ную роль игра­ло паст­бищ­ное ското­вод­ство в гор­ных рай­о­нах. Почти везде отсут­ст­во­ва­ла необ­хо­ди­мость в соору­же­нии оро­си­тель­ных систем. Это облег­ча­ло кре­стья­нам, вла­дев­шим зем­лей, выход из общин­но­го зем­ле­поль­зо­ва­ния, что при­ве­ло к обра­зо­ва­нию совер­шен­но новой струк­ту­ры сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го укла­да. Еди­но­лич­ное кре­стьян­ское хозяй­ство велось по дву­поль­ной систе­ме. Доста­точ­но при­ми­тив­ны­ми оруди­я­ми труда в год уда­ва­лось обра­ба­ты­вать от 4 до 5 га зем­ли. Плуг, запря­жен­ный в пару быков, пред­став­лял собой не асим­мет­рич­ный отваль­ный плуг, а сим­мет­рич­ный плуг-про­паш­ник, остав­ляв­ший на пашне борозду. Для раз­рых­ле­ния поч­вы и запа­хи­ва­ния удоб­ре­ния при­хо­ди­лось делать от трех до четы­рех заго­нов вдоль и попе­рек поля. Часто воз­ни­ка­ла необ­хо­ди­мость после каж­дой про­ло­жен­ной борозды уби­рать с паш­ни кам­ни, выпа­лы­вать сор­ную тра­ву и допол­ни­тель­но обра­ба­ты­вать моты­гой те места, кото­рые плуг взрых­лил недо­ста­точ­но глу­бо­ко. Мотыж­ная обра­бот­ка раз­рав­ни­ва­ла паш­ню, и боро­но­ва­ние было ненуж­ным. Сея­ли руч­ным спо­со­бом ячмень, пше­ни­цу, кун­жут как мас­лич­ную куль­ту­ру. Овес счи­тал­ся сор­ня­ком, ко ржи отно­си­лись пре­не­бре­жи­тель­но. На лег­ко оро­шае­мых участ­ках сея­ли про­со. После посе­ва выпа­лы­ва­ли сор­ня­ки. Жали сер­па­ми, соло­ма прак­ти­че­ски не исполь­зо­ва­лась. Из бобо­вых выра­щи­ва­ли бобы, чече­ви­цу, вику, люпин, реже горох, а после пер­сид­ских войн и люцер­ну. О выра­щи­ва­нии льна и коноп­ли сведе­ний не име­ет­ся. Поме­щи­чье зем­леде­лие исполь­зо­ва­ло труд рабов и наем­ных рабо­чих с при­ме­не­ни­ем в каче­стве тяг­ло­вой силы скота. В Спар­те в сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных работах исполь­зо­вал­ся труд государ­ст­вен­ных кре­пост­ных — ило­тов. При­вле­че­ние боль­шо­го коли­че­ства рабо­чей силы не при­но­си­ло, одна­ко, успе­хов. Нель­зя утвер­ждать, что трех­поль­ная систе­ма впер­вые была при­ме­не­на в хозяй­ствах круп­ных земле­вла­дель­цев, ско­рее это про­изо­шло у мел­ких соб­ст­вен­ни­ков. Кри­зис зем­леде­лия насту­пил с уве­ли­че­ни­ем задол­жен­но­сти кре­стьян; он вынудил сокра­тить посе­вы зер­но­вых куль­тур и отдать осво­бо­див­ши­е­ся пло­ща­ди под возде­лы­ва­ние вино­гра­да и выра­щи­ва­ние олив. Толь­ко в элли­ни­сти­че­ский пери­од с рас­ши­ре­ни­ем исполь­зо­ва­ния труда рабов сво­бод­ные участ­ки во фрук­то­вых и олив­ко­вых садах нача­ли засе­вать­ся зер­но­вы­ми куль­ту­ра­ми. В Ита­лии, где поч­ва была более пло­до­род­ной, пше­ни­ца вытес­ни­ла поль­зо­вав­ши­е­ся мень­шим спро­сом дру­гие зер­но­вые куль­ту­ры рань­ше, чем в Гре­ции. Одна­ко и в Ита­лии пред­по­чте­ние отда­ва­лось спе­ци­аль­ным куль­ту­рам — оли­вам и осо­бен­но вино­гра­ду. Во вре­ме­на Като­на Рим пре­вра­тил­ся в боль­шой город, вслед­ст­вие чего умень­ши­лись есте­ствен­ные паст­бищ­ные уго­дья. Это уве­ли­чи­ло потреб­ность в сене и огра­ни­чи­ло зем­леде­лие в поль­зу раз­ви­тия луго­во­го хозяй­ства. В Ита­лии ското­вод­ство игра­ло бо́льшую роль, чем зем­леде­лие, т. к. импорт зер­на из про­вин­ций пол­но­стью удо­вле­тво­рял про­до­воль­ст­вен­ные потреб­но­сти стра­ны. Попыт­ки орга­ни­зо­вать круп­ное сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ное про­из­вод­ство окон­чи­лись неуда­чей. Введен­ный коло­нат вер­нул преж­ние аграр­ные отно­ше­ния. Рим­ляне про­дол­жа­ли совер­шен­ст­во­вать сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные орудия. Пред­по­ло­жи­тель­но в 1 в. до н. э. зуб­ча­тая боро­на сме­ни­ла пле­те­ную боро­ну. Соглас­но Пли­нию Стар­ше­му, в 1 в. н. э. суще­ст­во­ва­ли уже четы­ре типа плу­гов, а в Гре­ции был изо­бре­тен плуг с колес­ным пере­д­ком. Лемех и асим­мет­рич­ный отвал появи­лись сна­ча­ла в дал­мат­ских и кельт­ских обла­стях. Косил­ка исполь­зо­ва­лась ино­гда в лати­фун­ди­ях при недо­стат­ке рабо­чей силы.


Зем­леде­лие. Бычья упряж­ка с сохой и сея­тель (чер­но­фи­гур­ная чаша Нико­сфе­на, ок. 550 до н. э.; Запад­ный Бер­лин, Государ­ст­вен­ный музей, Антич­ное отде­ле­ние).

Зем­леде­лие. Сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные работы на поме­щи­чьих полях. Ввер­ху, сле­ва напра­во: поме­щик и скло­нив­ший­ся фогт; батрак с моты­гой; пахарь, пого­ня­ю­щий упряж­ку; батрак; сея­тель; лошадь. Вни­зу, сле­ва напра­во: над­смотр­щик (или поме­щик); муж­чи­на в корот­ком пла­ще; двух­ко­лес­ная повоз­ка, гру­жен­ная сосуда­ми с рас­ти­тель­ным мас­лом, и воз­ни­ца; погон­щик; муж­чи­на в длин­ном пла­ще; пахарь, пого­ня­ю­щий упряж­ку (атти­че­ская чер­но­фи­гур­ная чаша, ок. 530 до н. э., Париж, Лувр).

См. также:
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ГРОМАТИК • АГРИМЕНЗОР • ЗЕМЛЕДЕЛИЕ • ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Бычья упряжка с сохой и сеятель.
Чернофигурная чаша. Аттика.
Мастер Никосфен.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Сельскохозяйственные работы на помещичьих полях.
Чернофигурная чаша. Аттика.
Глина. Ок. 530 г. до н. э.
Париж, Лувр.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА