ИЕРОНИМ (Hieronymus) (род. в 347 в Стридоне (Далмация), ум. 30.9.419 или 420 в Вифлееме), происходил из богатой христианской семьи, учился в Риме, был учеником грамматика Элия Доната, посвятил себя интенсивному изучению античной и христианской литературы. В 375—378 жил отшельником в Халкидской пустыне близ Антиохии, затем в качестве священника отправился в Рим и в 382—385 был советником папы Дамасия. Не будучи избранным преемником папы, Иероним в 386 поселился отшельником в Вифлееме и основал там несколько монастырей. Благодаря дюреровскому «Иерониму в келье» сложился идеальный образ ученого церкви. Иероним знал латынь, греческий, древнееврейский языки и как писатель был настолько работоспособен, что мог одновременно диктовать несколько произведений. Этим объясняется некоторая небрежность в его сочинениях. По поручению папы Дамасия Иероним вновь перевел Библию на латинский язык по тексту оригинала. Со времен Григория Великого этот текст занял место рядом со старым («Итала») и носил с 13 в. обозначение «Vulgata» («Общеупотребительный»). Кроме Библии, Иероним перевел многие теологические труды с греческого (Ориген), руководствуясь цицероновским принципом перевода («согласно содержанию, но не рабски дословно»). Он написал первую христианскую историю литературы («De viris illustribus»), в которую включил произведения 135 христианских писателей, в том числе евреев Филона и Иосифа, а также философа Сенеки. Особый интерес вызывают его три книги-апологии против Руфина и ок. 120 подлинных писем. Латинский перевод и продолжение хроник Евсевия до 378, сделанные Иеронимом, превзошли оригинал. В качестве важнейшего посредника античного и греко-христианского материального и духовного наследия Иероним оказал влияние на средневековое западное искусство.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.