Словарь античности

ИНСТРУМЕНТЫ. Мно­гие виды инстру­мен­тов, при­ме­няв­ших­ся для ремес­лен­ной обра­бот­ки раз­но­об­раз­ных мате­ри­а­лов, были заим­ст­во­ва­ны с Восто­ка. Соб­ст­вен­но гре­че­ским изо­бре­те­ни­ем 4 в. до н. э. мож­но счи­тать руба­нок, заме­нив­ший тра­ди­ци­он­ную про­стую цик­лю (сто­ляр­ную гла­дил­ку). В 1 в. до н. э. была изо­бре­те­на выду­валь­ная труб­ка стек­ло­ду­ва. Бон­дар­ные инстру­мен­ты были заим­ст­во­ва­ны рим­ля­на­ми у кель­тов. В более позд­ний пери­од назва­ние заим­ст­во­ван­но­го инстру­мен­та сопро­вож­да­лось при­ла­га­тель­ным, ука­зы­вав­шим на его про­ис­хож­де­ние, напри­мер галль­ское свер­ло, пуни­че­ский моло­тиль­ный каток. В гре­че­ском язы­ке не было сло­ва, кото­рое обо­зна­ча­ло бы инстру­мен­ты вооб­ще. В латин­ском язы­ке для выра­же­ния это­го поня­тия исполь­зо­ва­лись сло­ва instru­men­tum и fer­ra­men­tum — желез­ная утварь. Одна­ко эти­ми же сло­ва­ми мог­ли обо­зна­чать­ся реше­та, кисти, хирур­ги­че­ские инстру­мен­ты и чер­теж­ные при­над­леж­но­сти. Незна­чи­тель­ный инте­рес выс­ших клас­сов к руч­ной ремес­лен­ной рабо­те при­вел к тому, что в лите­ра­ту­ре почти не встре­ча­ют­ся обо­зна­че­ния раз­лич­ных видов инстру­мен­тов. Этот про­бел, одна­ко, во мно­гом вос­пол­ня­ют труды антич­ных лек­си­ко­гра­фов, хотя сооб­щае­мые ими назва­ния не все­гда уда­ет­ся иден­ти­фи­ци­ро­вать с архео­ло­ги­че­ски­ми наход­ка­ми. Мно­гие из ремес­лен­ных инстру­мен­тов были необ­хо­ди­мы так­же и для домаш­не­го и сель­ско­го хозяй­ства, напри­мер молот, моты­га, топор, лопа­та и нож. Спе­ци­аль­ные инстру­мен­ты, напри­мер нож вино­гра­да­ря, брит­ва, резец, носи­ли осо­бые назва­ния, часть из кото­рых лите­ра­тур­ный язык заим­ст­во­вал из народ­ной речи (напри­мер, щип­цы — греч. py­rag­ra, лат. for­ceps — букв. хва­таю­щие огонь) и из про­фес­сио­наль­но­го жар­го­на, в част­но­сти гор­ня­ков. Все основ­ные инстру­мен­ты, при­ме­ня­ю­щи­е­ся в насто­я­щее вре­мя для обра­бот­ки метал­ла, кам­ня, гли­ны, дре­ве­си­ны, рога, кожи, волок­ни­стых и кра­ся­щих мате­ри­а­лов, суще­ст­во­ва­ли уже в антич­но­сти. Антич­ные инстру­мен­ты соот­вет­ст­ву­ют совре­мен­ным толь­ко по прин­ци­пу дей­ст­вия, но не по кон­струк­ции (напри­мер, нож­ни­цы).

См. также:
ИНСТРУМЕНТ (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Интерьер гробницы Рельефов.
IV в. до н. э.
Черветери, Некрополь Бандитачча, Гробница Рельефов.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Процессия плотников.
Фреска из Помпей (VI, 7, 8).
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Греция.
Диоптра.
Чертеж по Герону.
4. ТОРЕВТИКА. Рим.
Персонификация Африки.
Фиала из Боскореале.
Золото, серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
5. ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Греция.
Рудокоп в забое с кайлом.
Рисунок в руднике Пентескуфия возле Коринфа.
Ок. 650—600 гг. до н. э.
6. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Фрагмент росписи из гробницы Патрона.
Ок. 20-х гг. до н. э.
Рисунок 1843 г.
Рим.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Погребальное шествие.
Фрагмент росписи из гробницы Патрона.
Ок. 20-х гг. до н. э.
Рисунок 1843 г.
Рим.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения. Деталь.
Известняк. Конец II в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения. Деталь.
Известняк. Конец II в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с двумя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
2. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
3. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей (NAC: ячменных) и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис; между Никой и трофеем монограмма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА