Словарь античности

ИНСТРУМЕНТЫ. Мно­гие виды инстру­мен­тов, при­ме­няв­ших­ся для ремес­лен­ной обра­бот­ки раз­но­об­раз­ных мате­ри­а­лов, были заим­ст­во­ва­ны с Восто­ка. Соб­ст­вен­но гре­че­ским изо­бре­те­ни­ем 4 в. до н. э. мож­но счи­тать руба­нок, заме­нив­ший тра­ди­ци­он­ную про­стую цик­лю (сто­ляр­ную гла­дил­ку). В 1 в. до н. э. была изо­бре­те­на выду­валь­ная труб­ка стек­ло­ду­ва. Бон­дар­ные инстру­мен­ты были заим­ст­во­ва­ны рим­ля­на­ми у кель­тов. В более позд­ний пери­од назва­ние заим­ст­во­ван­но­го инстру­мен­та сопро­вож­да­лось при­ла­га­тель­ным, ука­зы­вав­шим на его про­ис­хож­де­ние, напри­мер галль­ское свер­ло, пуни­че­ский моло­тиль­ный каток. В гре­че­ском язы­ке не было сло­ва, кото­рое обо­зна­ча­ло бы инстру­мен­ты вооб­ще. В латин­ском язы­ке для выра­же­ния это­го поня­тия исполь­зо­ва­лись сло­ва instru­men­tum и fer­ra­men­tum — желез­ная утварь. Одна­ко эти­ми же сло­ва­ми мог­ли обо­зна­чать­ся реше­та, кисти, хирур­ги­че­ские инстру­мен­ты и чер­теж­ные при­над­леж­но­сти. Незна­чи­тель­ный инте­рес выс­ших клас­сов к руч­ной ремес­лен­ной рабо­те при­вел к тому, что в лите­ра­ту­ре почти не встре­ча­ют­ся обо­зна­че­ния раз­лич­ных видов инстру­мен­тов. Этот про­бел, одна­ко, во мно­гом вос­пол­ня­ют труды антич­ных лек­си­ко­гра­фов, хотя сооб­щае­мые ими назва­ния не все­гда уда­ет­ся иден­ти­фи­ци­ро­вать с архео­ло­ги­че­ски­ми наход­ка­ми. Мно­гие из ремес­лен­ных инстру­мен­тов были необ­хо­ди­мы так­же и для домаш­не­го и сель­ско­го хозяй­ства, напри­мер молот, моты­га, топор, лопа­та и нож. Спе­ци­аль­ные инстру­мен­ты, напри­мер нож вино­гра­да­ря, брит­ва, резец, носи­ли осо­бые назва­ния, часть из кото­рых лите­ра­тур­ный язык заим­ст­во­вал из народ­ной речи (напри­мер, щип­цы — греч. py­rag­ra, лат. for­ceps — букв. хва­таю­щие огонь) и из про­фес­сио­наль­но­го жар­го­на, в част­но­сти гор­ня­ков. Все основ­ные инстру­мен­ты, при­ме­ня­ю­щи­е­ся в насто­я­щее вре­мя для обра­бот­ки метал­ла, кам­ня, гли­ны, дре­ве­си­ны, рога, кожи, волок­ни­стых и кра­ся­щих мате­ри­а­лов, суще­ст­во­ва­ли уже в антич­но­сти. Антич­ные инстру­мен­ты соот­вет­ст­ву­ют совре­мен­ным толь­ко по прин­ци­пу дей­ст­вия, но не по кон­струк­ции (напри­мер, нож­ни­цы).

См. также:
ИНСТРУМЕНТ (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Греция.
Диоптра.
Чертеж по Герону.
2. ТОРЕВТИКА. Рим.
Персонификация Африки.
Фиала из Боскореале.
Золото, серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
3. ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Греция.
Рудокоп в забое с кайлом.
Рисунок в руднике Пентескуфия возле Коринфа.
Ок. 650—600 гг. до н. э.
4. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Интерьер гробницы Рельефов.
IV в. до н. э.
Черветери, Некрополь Бандитачча, Гробница Рельефов.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Фрагмент росписи из гробницы Патрона.
Ок. 20-х гг. до н. э.
Рисунок 1843 г.
Рим.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Погребальное шествие.
Фрагмент росписи из гробницы Патрона.
Ок. 20-х гг. до н. э.
Рисунок 1843 г.
Рим.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения. Деталь.
Известняк. Конец II в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения. Деталь.
Известняк. Конец II в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Процессия плотников.
Фреска из Помпей (VI, 7, 8).
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с двумя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
2. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΙΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис.
3. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей (NAC: ячменных) и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис; между Никой и трофеем монограмма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА