Словарь античности

ИППОДРОМ (греч. hip­pod­ro­mos — кон­ский бег), замкну­тая в виде ова­ла длин­ная дорож­ка для ска­чек на колес­ни­цах и лоша­дях на гре­че­ских спор­тив­ных играх, а позд­нее для ска­чек в Рим­ской импе­рии. Осо­бен­но­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ют иппо­дром в Олим­пии со стар­то­вы­ми стой­ла­ми для упря­жек и рос­кош­но оформ­лен­ный иппо­дром в Кон­стан­ти­но­по­ле. Боль­шие сорев­но­ва­ния (до 40 упря­жек) предъ­яв­ля­ли к иппо­дро­мам зна­чи­тель­ные тре­бо­ва­ния, напри­мер к исполь­зо­ва­нию тех­ни­че­ских средств: воз­ни­ца полу­чал по жре­бию место в стар­то­вом тре­уголь­ни­ке, канат­ный затвор кото­ро­го осво­бож­дал­ся авто­ма­ти­че­ски. Вме­сте с тем все колес­ни­цы мог­ли уста­нав­ли­вать­ся рав­но­мер­но в стар­то­вую линию. Дистан­ция состав­ля­ла в Олим­пии, напри­мер, дли­ну 770 м и име­ла 12-крат­ный объ­езд. Сорев­ну­ю­щи­е­ся совер­ша­ли левые пово­роты вокруг пово­рот­ных стол­бов-мет. Места зри­те­лей рас­по­ла­га­лись на длин­ных сто­ро­нах и на пово­ротах. Кри­ти­че­ской точ­кой в Олим­пии, как и в Корин­фе или Немее, был «Тара­к­сипп» («устра­шаю­щий коней») — веро­ят­но, сте­ла поза­ди стар­то­во­го участ­ка, где дорож­ка сужа­лась. Здесь и на пово­рот­ных метах име­лись запас­ные выхо­ды для упав­ших коней, пово­зок и воз­ниц. Рим­ляне назы­ва­ли иппо­дро­ма­ми садо­вые соору­же­ния (с бего­вы­ми дорож­ка­ми). Иппо­дро­ма­ми у них слу­жи­ли цир­ки.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
«Квадрига Святого Марка».
Бронза.
Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.
Венеция, Базилика св. Марка.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
«Квадрига Святого Марка».
Бронза.
Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.
Венеция, Базилика св. Марка.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
«Квадрига Святого Марка».
Бронза.
Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.
Венеция, Базилика св. Марка.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
«Квадрига Святого Марка».
Бронза.
Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.
Венеция, Базилика св. Марка.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
«Квадрига Святого Марка».
Бронза.
Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.
Венеция, Базилика св. Марка.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
«Квадрига Святого Марка».
Бронза.
Приписывается Лисиппу, греческому скульптору IV в. до н. э.
Венеция, Базилика св. Марка.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Развалины древнего цирка в Константинополе.

Стамбул.
8. АРХИТЕКТУРА. Сирия.
Амфитеатр царя Ирода.
22—10 гг. до н. э.
Кесария.
9. АРХИТЕКТУРА. Сирия.
Амфитеатр царя Ирода.
22—10 гг. до н. э.
Кесария.
10. АРХИТЕКТУРА. Сирия.
Амфитеатр царя Ирода.
22—10 гг. до н. э.
Кесария.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА