Словарь античности

ИФИГЕНИЯ (лат. Iphi­ge­nia), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь Ага­мем­но­на и Кли­тем­не­стры, сест­ра Хри­со­фе­ми­ды, Элек­тры и Оре­ста. Так как ее отец убил свя­щен­ную лань Арте­ми­ды, боги­ня не поз­во­ля­ла гре­че­ско­му флоту отплыть из Авлиды в Трою. Про­ри­ца­тель Кал­хас объ­явил, что Ифи­ге­ния долж­на быть при­не­се­на в жерт­ву во искуп­ле­ние про­ступ­ка отца. Ифи­ге­ния была при­ве­зе­на в Авлиду под пред­ло­гом ее бра­ка с Ахил­лом. Во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ния Арте­ми­да заме­ни­ла ее ланью и пере­нес­ла Ифи­ге­нию в Тавриду, где та ста­ла жри­цей боги­ни. В Тавриде Ифи­ге­ния долж­на была, по обы­чаю вар­ва­ров, при­но­сить в жерт­ву Арте­ми­де всех чуже­стран­цев. Брат Ифи­ге­нии Орест и его друг Пилад, соби­рав­ши­е­ся похи­тить ста­тую Арте­ми­ды, долж­ны были погиб­нуть таким же обра­зом, но Ифи­ге­ния бежа­ла вме­сте с ними в Гре­цию. Этот миф (осо­бен­но жерт­во­при­но­ше­ние Ифи­ге­нии) — излюб­лен­ный сюжет живо­пи­си (пом­пей­ские фрес­ки, кар­ти­ны Тье­по­ло, Бёкли­на, Фей­ер­ба­ха). Судь­ба Ифи­ге­нии в Авлиде и Тавриде ста­но­ви­лась сюже­том опер (Скар­лат­ти и Глюк). К это­му мате­ри­а­лу обра­ща­лась так­же поэ­зия, в осо­бен­но­сти дра­ма; в обе­их тра­геди­ях Еври­пида замет­но стрем­ле­ние оче­ло­ве­чить веру в богов. Эти­че­ские вопро­сы ста­вят­ся и реша­ют­ся с пози­ций, близ­ких точ­ке зре­ния Еври­пида. Наи­бо­лее совер­шен­но худо­же­ст­вен­ное вопло­ще­ние дра­мы Ифи­ге­нии с гума­ни­сти­че­ских пози­ций пред­ста­ет в «Ифи­ге­нии в Тавриде» Гёте.


При­не­се­ние Ифи­ге­нии в жерт­ву. (С пом­пей­ской фрес­ки. Неа­поль, Нацио­наль­ный музей).

См. также:
ИФИГЕНИЯ (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭХЕТЛ, ЕХЕТЛ • ДАВН • ДЕЙОНЕЙ, ДЕИОНЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Заклание Ифигении.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Ок. 370—350 гг. до н. э.
Приписывается художнику, близкому к мастеру Илиуперса (Разрушения Трои).
Лондон, Британский музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ифигения.
Третий стиль. I в. до н. э. — I в. н. э.
Клагенфурт, Музей Каринтийской земли.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская урна для праха со сценой «Орест и Пилад в Тавриде». Крышка с фигурой возлежащего мужчины (от другой урны).
Алебастр.
Вольтерра, III—I вв. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Принесение Ифигении в жертву.
Фреска из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Фронтальный рельеф этрусской урны для праха со сценой «Орест и Пилад в Тавриде».
Алебастр.
Вольтерра, III—I вв. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Принесение Ифигении в жертву.

Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Погребальная урна Ларта Кая Кнареса со сценой жертвоприношения Ифигении.
Травертин. II—I вв. до н. э.
Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Настенная роспись в комнате 30 (diaeta), примыкающей к большому портику.
Середина I в. н. э.
Кастелламмаре-ди-Стабия, Вилла Сан-Марко, комната 30.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА