АММО́Н, АМО́Н
Ammon или Hammon, Ἄμμων, бог, почитавшийся в Ливии и Египте, а позднейшими греками отождествленный с Зевсом вследствие некоторого сходства оракулов Аммонова и додонского. Ему воздвигнуты были храмы или алтари у лакедемонян, в Фивах, в Беотии, в Афите на Паллене, в Олимпии и др. местах. [Ср. Латышев «К вопросу о культе Аммона» в Сб. статей по классич. филологии, 1881, стр. 24 слл.]. Почитание Аммона перешло и к римлянам (Catull. 7, 5. Lucan. 9, 511). Древнейшим местом почитания Аммона, насколько можно определить, были Фивы (Диосполь) в Верхнем Египте, отсюда оно распространилось в Эфиопию, Ливию, Киренаику и Нумидию. Аммона представляли в образе барана или человека с головой барана с закрученными рогами; по объяснению Минутоли, это — знак зодиака, соответствующий времени весеннего равноденствия, так что сам Аммон считался, следовательно, владыкой и начинателем года и его времен. Геродот (2, 42) объясняет происхождение таких изображений этого бога так: Геракл непременно желал увидеть Зевса, тот долго не соглашался исполнить этого желания, но наконец показался Гераклу, головой барана, отрезанной от туловища, закрыв себе лицо и надев на себя баранью шкуру. С тех пор будто бы египтяне стали делать изображения бога с бараньей головой. Главнейший храм Аммона со знаменитым оракулом находился на прекрасном посвященном богу оазисе Аммонии (см. Ammonium). Оракул давал ответы только знаками; Александр Великий посетил его и был им признан за сына Зевса-Аммона (Curt. 4, 29, 5 слл. Arr. 3, 4). Новооткрытые памятники искусства подтверждают следующее описание Курция (4, 31, 24): при обращении к оракулу жрецы носили сделанное из смарагда и драгоценных камней изображение бога на золотом корабле, по обеим сторонам которого висело много серебряных чаш; позади следовали женщины и девушки с безыскусственными песнями, умоляя бога, чтобы он дал верный ответ.