Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АММО́Н, АМО́Н

Am­mon или Ham­mon, Ἄμμων, бог, почи­тав­ший­ся в Ливии и Егип­те, а позд­ней­ши­ми гре­ка­ми отож­дест­влен­ный с Зев­сом вслед­ст­вие неко­то­ро­го сход­ства ора­ку­лов Аммо­но­ва и додон­ско­го. Ему воз­двиг­ну­ты были хра­мы или алта­ри у лакеде­мо­нян, в Фивах, в Бео­тии, в Афи­те на Пал­лене, в Олим­пии и др. местах. [Ср. Латы­шев «К вопро­су о куль­те Аммо­на» в Сб. ста­тей по клас­сич. фило­ло­гии, 1881, стр. 24 слл.]. Почи­та­ние Аммо­на пере­шло и к рим­ля­нам (Ca­tull. 7, 5. Lu­can. 9, 511). Древ­ней­шим местом почи­та­ния Аммо­на, насколь­ко мож­но опре­де­лить, были Фивы (Диосполь) в Верх­нем Егип­те, отсюда оно рас­про­стра­ни­лось в Эфи­о­пию, Ливию, Кире­на­и­ку и Нуми­дию. Аммо­на пред­став­ля­ли в обра­зе бара­на или чело­ве­ка с голо­вой бара­на с закру­чен­ны­ми рога­ми; по объ­яс­не­нию Мину­то­ли, это — знак зоди­а­ка, соот­вет­ст­ву­ю­щий вре­ме­ни весен­не­го рав­но­ден­ст­вия, так что сам Аммон счи­тал­ся, сле­до­ва­тель­но, вла­ды­кой и начи­на­те­лем года и его вре­мен. Геро­дот (2, 42) объ­яс­ня­ет про­ис­хож­де­ние таких изо­бра­же­ний это­го бога так: Геракл непре­мен­но желал увидеть Зев­са, тот дол­го не согла­шал­ся испол­нить это­го жела­ния, но нако­нец пока­зал­ся Герак­лу, голо­вой бара­на, отре­зан­ной от туло­ви­ща, закрыв себе лицо и надев на себя бара­нью шку­ру. С тех пор буд­то бы егип­тяне ста­ли делать изо­бра­же­ния бога с бара­ньей голо­вой. Глав­ней­ший храм Аммо­на со зна­ме­ни­тым ора­ку­лом нахо­дил­ся на пре­крас­ном посвя­щен­ном богу оази­се Аммо­нии (см. Am­mo­nium). Ора­кул давал отве­ты толь­ко зна­ка­ми; Алек­сандр Вели­кий посе­тил его и был им при­знан за сына Зев­са-Аммо­на (Curt. 4, 29, 5 слл. Arr. 3, 4). Новоот­кры­тые памят­ни­ки искус­ства под­твер­жда­ют сле­дую­щее опи­са­ние Кур­ция (4, 31, 24): при обра­ще­нии к ора­ку­лу жре­цы носи­ли сде­лан­ное из сма­рагда и дра­го­цен­ных кам­ней изо­бра­же­ние бога на золо­том кораб­ле, по обе­им сто­ро­нам кото­ро­го висе­ло мно­го сереб­ря­ных чаш; поза­ди сле­до­ва­ли жен­щи­ны и девуш­ки с безыс­кус­ст­вен­ны­ми пес­ня­ми, умо­ляя бога, чтобы он дал вер­ный ответ.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 77.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Адриан. Деталь.
Мрамор.
Ок. 117—138 гг. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Декоративная подвесная маска (oscillum).
Мрамор.
II в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь.
I в. н. э.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ГЛИПТИКА. Египет.
Камея Гонзага (Птолемей II и Арсиноя II).
Сардоникс, серебро.
Александрия. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ГЛИПТИКА. Египет.
Камея Гонзага: Птолемей II Филадельф и Арсиноя II.
Сардоникс в новой серебряной оправе.
Александрия. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА