АННА́ЛЫ
Annāles, sc. libri. Как вообще у древних народов, так и у римлян в древнейшие времена жрецы, и у римлян особенно понтифики или великий понтифик, заносили в анналы, т. е., летописи, важнейшие события года; поэтому летописи римлян называются annales pontificum. Они простирались до понтификата Муция Сцеволы (130 г. до Р. Х.) и в позднейшее время делились на 80 книг. Cic. de or. 2, 12, 52. Serv. ad Verg. A. 1, 337. Gell. 2, 28, 6. Назывались они maximi по своему официальному характеру (а как толкует Фест, потому что ими заведовал pontifex maximus). В 389 г., когда Рим сгорел, погибли и летописи, поэтому части, относившиеся к древнейшим временам, могли быть восстановлены впоследствии только по воспоминаниям и, следовательно, были менее достоверными.
Рядом с официальной летописью существовали и семейные хроники. Слияние этих частных известий с официальными началось со времен литературной обработки истории, т. е. со времен Фабиев. Сперва излагается современная история членами знатнейших родов в виде мемуаров, притом вначале на греческом языке и больше в интересах известной личности или партии. Так было начиная от Фабия до Суллы и Катулла. Противоположность этим аристократическим мемуарам представляет латинская стихотворная хроника (Невий, Энний). На латинском языке писали Кассий, Гемина и Кальпурний Пизон Фруги. Со времени Гракхов возрастает число исторических писателей и объем исторической литературы: аристократические вожди партий писали теперь также по-латыни с политической тенденцией; этому времени принадлежат: Корнелий Сизенна (ок. 80 г.; доводивший свою историю до времен Суллы включительно), один из замечательнейших анналистов; Кв. Клавдий Квадригарий (писавший о времени от галльского пожара 389 г. до Суллы), Валерий Антиат, которого Ливий неоднократно упрекает в недостоверности, и др. Хотя с этого времени исторические сочинения принимали все более и более художественную форму, все-таки удерживалось за ними название анналов, особенно тогда, когда материал, взятый из эпохи, не современной автору, излагался преимущественно в хронологическом порядке. Так и сочинение Тацита Ab excessu divi Augusti долгое время означалось названием анналов на основании Tac. ann. 3, 65. А с упадком древнеримской литературы историография вырождается опять в анналистику (или Chronica).