Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АНТЕСТА́ЦИЯ

An­testāri, An­tes­ta­tio, посто­ян­ное выра­же­ние о при­зы­ва­нии свиде­те­лей. Истец не имел пра­ва силою при­ве­сти ответ­чи­ка в суд, не при­звав напе­ред свиде­те­лей, кото­рые бы виде­ли, что ответ­чи­ку сде­ла­но было в над­ле­жа­щей фор­ме при­гла­ше­ние явить­ся в суд. Этот при­зыв свиде­те­лей про­ис­хо­дил так: обви­ни­тель спра­ши­вал лицо, име­ю­щее пра­во быть свиде­те­лем: li­cet (te) an­tes­ta­ri? — и в слу­чае согла­сия того лица три­жды при­тра­ги­вал­ся к моч­ке его уха (auri­cu­la), гово­ря: me­men­to (Plin. n. h. 11, 45, 103) est in aure ima me­mo­riae lo­cus, quem tan­gen­tes an­tes­ta­mur. После это­го обви­ня­е­мый мог огра­дить себя от насиль­ст­вен­но­го при­во­да в суд, толь­ко выста­вив пору­чи­те­лей; ина­че обви­ни­тель мог его ob­tor­to col­lo ra­pe­re in ius. С людь­ми, лишен­ны­ми чести (in­fa­mes, in­tes­ta­bi­les), так посту­па­ли и без пред­ва­ри­тель­но­го при­зы­ва свиде­те­лей. Ср. Verg. E. 6, 3 сл. Hor. sat. 1, 9, 74 слл.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 94.
См. по теме: АФФИНИТАС • Κακοτεχνιῶν δίκη • АБРОГАЦИО • ABSTINENDI BENEFICIUM •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА