Словарь античности

КАНОН, изна­чаль­но назва­ние изме­ри­тель­но­го инстру­мен­та, опре­де­ля­ю­ще­го пря­мое направ­ле­ние (пра­ви­ло, отвес, линей­ка), одна­ко сло­во ста­ло рано употреб­лять­ся в пере­нос­ном зна­че­нии. Для антич­но­го скуль­п­то­ра оно обо­зна­ча­ло сово­куп­ность пра­вил, опре­де­ля­ю­щих иде­аль­ные про­пор­ции гар­мо­нич­ной чело­ве­че­ской фигу­ры. В этом смыс­ле образ­цо­вой ста­ту­ей счи­тал­ся «Дори­фор» Поли­кле­та, кото­рый в сво­ем сочи­не­нии «Канон» дал тео­ре­ти­че­ское обоб­ще­ние таких образ­цов. В зна­че­нии «сово­куп­ность пра­вил» или «обра­зец» сло­во «канон» употреб­ля­лось и в архи­тек­ту­ре (у Вит­ру­вия), в лите­ра­ту­ре и музы­ке. В ново­за­вет­ный канон вхо­ди­ли хри­сти­ан­ские сочи­не­ния, офи­ци­аль­но при­знан­ные цер­ко­вью. Отде­ле­ние «кано­ни­че­ских» сочи­не­ний от про­чих («апо­кри­фи­че­ских») начал Мар­ки­он (нача­ло 2 в. н. э.); его работу про­дол­жи­ли дру­гие, пока, нако­нец, канон Ново­го заве­та не был утвер­жден Никей­ским собо­ром.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИПАРИС • КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭПИБОМИЙ, ЕПИБОМИЙ, БЛЮСТИТЕЛЬ АЛТАРЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Пентелийский мрамор.
Римская копия I—II вв. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор (деталь).
Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА