КАТАРСИС (греч. очищение). Согласно воззрениям греков, телесное и душевное здоровье человека зависит от гармонического сочетания всех элементов и «сил» (dynameis). Медицина восстанавливает разрушенную гармонию очистительными процедурами; поэзия и музыка также «очищают» и освобождают душу и дух человека своим благотворным влиянием. Пифагорейцы приписывали катартическое действие музыке, а Аристотель — еще и аффектам, вызываемым трагедией, — страхом и состраданием. Не вполне понятно, каков смысл аристотелевского выражения «katharsis pathematon» — имел ли он в виду «очищение страстей» (т. е. устранение излишнего, избыточного) или «очищение от страстей» (т. е. полное избавление от них). Правильность первой интерпретации может быть подтверждена аристотелевским учением о «середине»; вторая правдоподобна в том случае, если «phobos» и «eleos» означают у Аристотеля не «страх» и «сострадание», а «отвращение» и «жалость». По мысли Лессинга, катарсис очищает страсти, доводя их до степени «опытов благонравия». Б. Брехт называл аристотелевский катарсис «омовением» (waschung), которое «совершалось непосредственно ради удовольствия». У Платона катарсис становится предпосылкой погружения души в лоно божества, а тем самым совокупностью всех человеческих добродетелей.