Словарь античности

КАТЕГОРИИ (греч. ka­te­go­ria — выска­зы­ва­ние, обви­не­ние и при­знак, лат. prae­di­ca­tum). В ари­сто­телев­ской логи­ке кате­го­ри­я­ми име­ну­ют­ся основ­ные типы, к кото­рым может быть сведе­но все мно­го­об­ра­зие выска­зы­ва­ний о сущем. Как тако­вые они явля­ют­ся пред­и­ка­та­ми. Соглас­но Ари­сто­те­лю, суще­ст­ву­ет 8 кате­го­рий: сущ­ность, коли­че­ство, каче­ство, отно­ше­ние, место, вре­мя, поло­же­ние, состо­я­ние, дей­ст­вие и стра­да­ние. Сто­и­ки раз­ра­бота­ли четы­ре логи­че­ские кате­го­рии нечто (бытие и небы­тие), суще­ст­вен­ное свой­ство (общее и част­ное), слу­чай­ное свой­ство, отно­си­тель­но слу­чай­ное свой­ство (т. е. нахо­дя­ще­е­ся в соот­но­ше­нии с дру­ги­ми слу­чай­ны­ми свой­ства­ми). Ари­сто­телев­ские кате­го­рии лег­ли в осно­ву таб­ли­цы Кан­та, автор кото­рой хотя и стре­мил­ся дать строй­ную систе­му кате­го­рий, одна­ко не при­зна­вал, что они отра­жа­ют дей­ст­ви­тель­ность.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МАЙЕВТИКА • КОСМОПОЛИТИЗМ • MATERIA PRIMA • КАТАРСИС •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА