КАТУЛЛ Гай Валерий, родился в 87 или 84 до н. э. в Вероне, умер около 54 до н. э., римский лирик, выходец из состоятельной семьи, жил в Риме, являвшемся в то время центром сравнимого с богемой круга римских поэтов, поддерживавших между собой дружеские отношения и ведших своеобразный беспечный и легкомысленный образ жизни; самый значительный из неотериков. Его творческое наследие насчитывает 116 стихотворений: с 1 по 60 — небольшие, написанные лирическим стихом; с 61 по 68 — более значительные по размеру, т. н. эллинистические стихотворения, подражания александрийским поэтам (64 — небольшой эпос в честь свадьбы Пелея и Фетиды; 66 — перевод стихотворения Каллимаха, посвященного волосам Береники); с 69 по 116 — эпиграммы, написанные элегическим дистихом. Произведения Катулла воздавали хвалу друзьям и их деяниям, посвящались жизненным впечатлениям и размышлениям самого автора, смерти безвременно ушедшего из жизни на чужбине брата поэта, злободневным тревогам (язвительные ямбы, направленные против Цезаря и его сторонников, в частности против офицера Маммуры). Особой известностью и популярностью пользовались любовные стихотворения Катулла, полные страсти и поэтической выразительности и представлявшие собой историю пережитой поэтом любви к Клодии (воспетой Катуллом под именем Лесбии), прекрасной, но легкомысленной замужней сестре народного трибуна Клодия. Стихотворения, повествующие о счастливых минутах, ревности, размолвке, примирении и окончательном разрыве, являются единственными в своем роде в римской литературе. Превосходно также латинское подражание Катулла Сапфо. Естественность и свежесть языка, подлинное и страстное чувство, нежность и в то же время язвительность, острота и непримиримость полемического напора неразрывно связаны в произведениях Катулла с художественной формой эллинистического искусства. Творчество Катулла оказало определенное влияние на Лессинга, Мёрике и других. Некоторые из его стихотворений переложены К. Орфом на музыку («Catulli carmina»).