Словарь античности

КАТУЛЛ Гай Вале­рий, родил­ся в 87 или 84 до н. э. в Вероне, умер око­ло 54 до н. э., рим­ский лирик, выхо­дец из состо­я­тель­ной семьи, жил в Риме, являв­шем­ся в то вре­мя цен­тром срав­ни­мо­го с боге­мой кру­га рим­ских поэтов, под­дер­жи­вав­ших меж­ду собой дру­же­ские отно­ше­ния и вед­ших свое­об­раз­ный бес­печ­ный и лег­ко­мыс­лен­ный образ жиз­ни; самый зна­чи­тель­ный из нео­те­ри­ков. Его твор­че­ское наследие насчи­ты­ва­ет 116 сти­хотво­ре­ний: с 1 по 60 — неболь­шие, напи­сан­ные лири­че­ским сти­хом; с 61 по 68 — более зна­чи­тель­ные по раз­ме­ру, т. н. элли­ни­сти­че­ские сти­хотво­ре­ния, под­ра­жа­ния алек­сан­дрий­ским поэтам (64 — неболь­шой эпос в честь свадь­бы Пелея и Фети­ды; 66 — пере­вод сти­хотво­ре­ния Кал­ли­ма­ха, посвя­щен­но­го воло­сам Бере­ни­ки); с 69 по 116 — эпи­грам­мы, напи­сан­ные эле­ги­че­ским дисти­хом. Про­из­веде­ния Катул­ла возда­ва­ли хва­лу дру­зьям и их дея­ни­ям, посвя­ща­лись жиз­нен­ным впе­чат­ле­ни­ям и раз­мыш­ле­ни­ям само­го авто­ра, смер­ти безвре­мен­но ушед­ше­го из жиз­ни на чуж­бине бра­та поэта, зло­бо­днев­ным тре­во­гам (язви­тель­ные ямбы, направ­лен­ные про­тив Цеза­ря и его сто­рон­ни­ков, в част­но­сти про­тив офи­це­ра Мам­му­ры). Осо­бой извест­но­стью и попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись любов­ные сти­хотво­ре­ния Катул­ла, пол­ные стра­сти и поэ­ти­че­ской выра­зи­тель­но­сти и пред­став­ляв­шие собой исто­рию пере­жи­той поэтом люб­ви к Кло­дии (вос­пе­той Катул­лом под име­нем Лес­бии), пре­крас­ной, но лег­ко­мыс­лен­ной замуж­ней сест­ре народ­но­го три­бу­на Кло­дия. Сти­хотво­ре­ния, повест­ву­ю­щие о счаст­ли­вых мину­тах, рев­но­сти, раз­молв­ке, при­ми­ре­нии и окон­ча­тель­ном раз­ры­ве, явля­ют­ся един­ст­вен­ны­ми в сво­ем роде в рим­ской лите­ра­ту­ре. Пре­вос­ход­но так­же латин­ское под­ра­жа­ние Катул­ла Сап­фо. Есте­ствен­ность и све­жесть язы­ка, под­лин­ное и страст­ное чув­ство, неж­ность и в то же вре­мя язви­тель­ность, ост­ро­та и непри­ми­ри­мость поле­ми­че­ско­го напо­ра нераз­рыв­но свя­за­ны в про­из­веде­ни­ях Катул­ла с худо­же­ст­вен­ной фор­мой элли­ни­сти­че­ско­го искус­ства. Твор­че­ство Катул­ла ока­за­ло опре­де­лен­ное вли­я­ние на Лес­син­га, Мёри­ке и дру­гих. Неко­то­рые из его сти­хотво­ре­ний пере­ло­же­ны К. Орфом на музы­ку («Ca­tul­li car­mi­na»).

См. также:
КАТУЛЛ (Античные писатели)
КАТУЛЛ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА