Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КАТУ́ЛЛ

Ca­tul­lus,

1) Gai­us (по дру­гим Quin­tus) Va­le­rius Ca­tul­lus, вели­чай­ший лири­че­ский поэт рим­ский, родил­ся в 677 г. по осн. Рима в Вероне и умер 30-ти лет от роду в 707 г. (в 47 г. до Р. Х.). О жиз­ни его нам мало извест­но. Уже с ран­них пор он общал­ся с обра­зо­ван­ней­ши­ми людь­ми сво­его вре­ме­ни в Риме, а с неко­то­ры­ми из них завя­зал более тес­ную друж­бу, как, напр., с поэтом Г. Лици­ни­ем Каль­вом (см. carm. 50), с Кор­не­ли­ем Непотом (см. carm. 1), с ора­то­ром Гор­тен­зи­ем (см. carm. 65) и др. Поэт вла­дел вил­лой в верон­ской обла­сти, на полу­ост­ро­ве Sir­mio, кото­рый вда­вал­ся от южно­го бере­га в la­cus Be­na­cus (ныне La­go di Gar­da) и кото­рый вос­пет им как пре­крас­ней­ший из всех полу­ост­ро­вов (см. carm. 31); кро­ме того, была у него вил­ла близ Тибу­ра (см. carm. 44). Одна­ко состо­я­ние его было, кажет­ся, не из луч­ших (см. carm. 10 и 13). В 57 г. до Р. Х. он сопро­вож­дал про­пре­то­ра Л. Мем­мия Гемел­ла в Вифи­нию (см. carm. 28 и 10) и на обрат­ном пути посе­тил моги­лу погре­бен­но­го близ Трои бра­та (carm. 101), поте­рю кото­ро­го он опла­ки­вал самым искрен­ним и поис­ти­не тро­га­тель­ным обра­зом (см. carm. 65. 68). Впро­чем, центр его поэ­ти­че­ской жиз­ни и твор­че­ства состав­ля­ла страст­ная любовь его к одной рим­лян­ке, кото­рую он назы­вал Les­bia, но насто­я­щее имя кото­рой было Clo­dia, и это, по всей веро­ят­но­сти, была извест­ная стар­шая сест­ра Кло­дия, быв­шая заму­жем за Кв. Метел­лом Целе­ром (ум. 60 г. до Р. Х.), жен­щи­на без­нрав­ст­вен­ная, но отли­чав­ша­я­ся при­вле­ка­тель­но­стью ума и пре­лест­ною наруж­но­стью (см. Clo­dii, 21). Отно­ше­ни­ям поэта к ней мы обя­за­ны пре­крас­ней­ши­ми его про­из­веде­ни­я­ми. Когда потом Лес­бия пала самым низ­ким обра­зом, поэт рас­стал­ся с ней совер­шен­но (см. carm. 76). Катулл не отправ­лял ника­кой обще­ст­вен­ной долж­но­сти. Он питал отвра­ще­ние к Цеза­рю, кото­ро­го рез­ко пори­ца­ет и обви­ня­ет во всех поро­ках, даже в позор­ных отно­ше­ни­ях к Мамур­ре, кото­ро­му за то Цезарь пода­рил сокро­ви­ща всех ограб­лен­ных про­вин­ций (см. carm. 29. 57. 102), и это отвра­ще­ние про­ис­те­ка­ло, как кажет­ся, не из поли­ти­че­ских убеж­де­ний, а из лич­ной нена­ви­сти к Мамур­ре. Самым пло­до­ви­тым вре­ме­нем поэ­ти­че­ской дея­тель­но­сти Катул­ла были немно­гие годы его без­мя­теж­ных отно­ше­ний к Кло­дии, поэто­му мно­гие про­из­веде­ния напи­са­ны им уже до 20-го года его жиз­ни. До нас дошло все­го 116 сти­хотво­ре­ний Катул­ла, из кото­рых 18, 19 и 20 в луч­ших руко­пи­сях недо­ста­ет; мы не име­ем в них ни все­го чис­ла, ни пер­во­на­чаль­но­го поряд­ка сти­хотво­ре­ний; кро­ме того, неко­то­рые из них с бо́льши­ми или мень­ши­ми про­пус­ка­ми. По содер­жа­нию их мож­но разде­лить на две груп­пы: 1) сти­хотво­ре­ния ямби­че­ские и поле­ми­че­ские и 2) лири­че­ские сти­хотво­ре­ния. Пер­вые — частью поли­ти­че­ско­го содер­жа­ния, а частью в язви­тель­ных сло­вах выра­жа­ют него­до­ва­ние про­тив без­нрав­ст­вен­ных лиц и дей­ст­вий или насмеш­ку над глу­по­стя­ми и пош­ло­стя­ми того вре­ме­ни. Меж­ду лири­че­ски­ми про­из­веде­ни­я­ми есть сти­хотво­ре­ния боль­ше­го и мень­ше­го объ­е­ма; пер­вые — эле­ги­че­ско­го и повест­во­ва­тель­но­го содер­жа­ния, напи­сан­ные по гре­че­ским образ­цам, как, напр., в под­ра­жа­ние Кал­ли­ма­ху эле­гия о воло­сах Бере­ни­ки (c. 66), сва­деб­ные пес­ни (c. 61. 62) и epi­tha­la­mium Пелея и Фети­ды (c. 64); послед­ние отно­сят­ся к эро­ти­че­ской и соци­аль­ной лири­ке; в них Катулл пока­зы­ва­ет пре­лесть и непод­дель­ность чув­ства и ори­ги­наль­ность поэ­ти­че­ско­го вымыс­ла, что обна­ру­жи­ва­ет в нем бога­то ода­рен­ную поэ­ти­че­скую душу и необык­но­вен­ный талант. В этом роде поэ­зии его не толь­ко не пре­вос­хо­дил ни один рим­ский поэт, но он совер­шен­но срав­нял­ся с гре­че­ски­ми лири­ка­ми. К это­му нель­зя не при­ба­вить и того, что Катулл в высо­кой сте­пе­ни вла­дел лири­че­ски­ми фор­ма­ми; он пер­вый с успе­хом вос­поль­зо­вал­ся гре­че­ским сти­хотвор­ным раз­ме­ром. Язык его прост и есте­ствен; но в неко­то­рых отдель­ных фор­мах и выра­же­ни­ях ино­гда напо­ми­на­ет ста­ри­ну.

Изда­ния Катул­ла: J. Sil­lig (1823), C. Lach­mann (1829 и 1861). M. Haupt (3-е изд., 1868), A. Rossbach (2-е изд., 1860), L. Schwa­be (1866), R. El­lis (1867) и L. Mül­ler (1870). Пере­во­ды на немец­кий язык: Th. Hey­se (1855) и R. Westphal (1867). Моно­гра­фия о нем O. Rib­beck (Kiel., 1863);

2) L. Va­le­rius Ca­tul­lus Mes­sa­li­nus, см. Va­le­rii, 41;

3) Q. Lu­ta­tius Ca­tul­lus, мимо­граф, жив­ший в 1 в. по Р. Х., извест­ный шут­ник, полу­чив­ший про­зва­ние Ur­bi­ca­rius. Ему при­пи­сы­ва­ют два про­из­веде­ния: Phas­ma — при­виде­ние и Lau­reo­lus — рас­пя­тый раб; послед­няя пье­са часто дава­лась в теат­ре. Hein­rich изд. Юве­на­лия, стр. 467 и 335.

См. также:
КАТУЛЛ (Словарь античности)
КАТУЛЛ (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 265.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • КИПРИАН Тасций Цецилий •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА