КИНИКИ (лат. cynici), наиболее значительная сократическая школа греческой философии. Имя свое получили либо от Киносарга — гимнасия, где занимался с учениками Антисфен, основатель школы, либо от слова «kyon» (собака), поскольку Антисфен считал, что жить следует «подобно собаке». Главные представители кинической школы — Антисфен (ее основатель) и Диоген Синопский. Согласно учению киников, конечная цель человеческих устремлений — добродетель; она совпадает со счастьем. Добродетель заключается в умении довольствоваться малым и избегать зла; добродетели научаются, однако для этого нужно не столько знание, сколько сила воли; проявляется добродетель в поступках. Умение довольствоваться малым обеспечивает, согласно киникам, независимость. Но независимость киников означала и отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений вплоть до сознательного эпатирования общества. Стремление киников предельно ограничить свои потребности, полное отрицание всех устоев, их индивидуализм, отвергающий любые связи, — все это было отражением бедственного положения народных масс, их практической оторванности от жизни общества. Киники были носителями материалистических, номиналистских и вопреки народным верованиям монотеистических взглядов. Они требовали отмены собственности, различий в положении, именовали себя «гражданами мира». Взгляды киников часто излагались в форме диатрибы. Впоследствии киническая школа слилась со Стоей и как таковая прекратила существование. В 1 в. н. э. в условиях, сходных с условиями зарождения кинизма в Греции, он возродился в Риме, там он существовал еще в 4 в.