Словарь античности

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ, нау­ка, иссле­дую­щая лите­ра­тур­ные памят­ни­ки гре­ко-рим­ской куль­ту­ры с целью вос­со­зда­ния досто­вер­ной кар­ти­ны антич­но­го миро­воз­зре­ния. Исполь­зуя раз­лич­ные при­е­мы и мето­ды иссле­до­ва­ния (палео­гра­фи­че­ский, тек­сто­ло­ги­че­ский, грам­ма­ти­че­ский и т. д.), фило­ло­ги стре­мят­ся как мож­но точ­нее вос­ста­но­вить пер­во­на­чаль­ный текст, постра­дав­ший от вре­ме­ни или иска­жен­ный руко­пис­ной тра­ди­ци­ей. При этом текст помо­га­ют осве­тить и вне­ли­те­ра­тур­ные свиде­тель­ства, при­вле­кае­мые из раз­лич­ных сфер жиз­ни антич­ной эпо­хи. Сле­ду­ет раз­ли­чать клас­си­че­скую фило­ло­гию в узком смыс­ле — клас­си­че­скую нау­ку об антич­но­сти (klas­si­sche Al­ter­tumswis­sen­schaft), до кото­рой рас­ши­ри­лась фило­ло­гия в эпо­ху роман­тиз­ма в непо­сред­ст­вен­ной свя­зи с про­цес­сом фор­ми­ро­ва­ния исто­ри­че­ской нау­ки. Нача­ло фило­ло­ги­че­ской, так же как и фило­соф­ской, дея­тель­но­сти поло­жи­ли ионий­ские фило­со­фы, обра­тив­ши­е­ся к тол­ко­ва­нию тек­стов Гоме­ра и Геси­о­да и кри­ти­ке их пред­став­ле­ний о богах. Исполь­зо­ва­ние гоме­ров­ских тек­стов в про­цес­се школь­но­го обу­че­ния ста­ло пред­по­сыл­кой даль­ней­ше­го ста­нов­ле­ния фило­ло­гии. Ее соб­ст­вен­ные осно­вы были зало­же­ны в 5—4 вв. до н. э. софи­ста­ми, кото­рые уде­ля­ли осо­бое вни­ма­ние сти­ли­сти­ке, сино­ни­ми­ке, рит­ми­че­ской орга­ни­за­ции тек­ста, отча­сти исхо­дя при этом из насущ­ных потреб­но­стей поли­ти­че­ско­го крас­но­ре­чия. Ари­сто­тель и его шко­ла накап­ли­ва­ли свиде­тель­ства, свя­зан­ные со все­ми аспек­та­ми сло­вес­но­сти; этот мате­ри­ал был обоб­щен в «Рито­ри­ке» и, глав­ное, в «Поэ­ти­ке», суще­ст­вен­но вли­яв­шей на евро­пей­скую лите­ра­ту­ру в тече­ние более чем полу­то­ра тыся­че­ле­тий. Само­сто­я­тель­ной нау­кой фило­ло­гия ста­но­вит­ся в эпо­ху элли­низ­ма, когда в 3—2 вв. в Алек­сан­дрии и Пер­га­ме появ­ля­ют­ся биб­лио­те­ки и воз­ни­ка­ют шко­лы — алек­сан­дрий­ская и пер­гам­ская. В Риме фило­ло­гия пер­во­на­чаль­но цели­ком нахо­ди­лась под вли­я­ни­ем гре­ков. Ее пер­вый выдаю­щий­ся пред­ста­ви­тель — Элий Сти­лон. С име­нем его уче­ни­ка Т. Варро­на свя­зы­ва­ет­ся появ­ле­ние в алек­сан­дрий­ской шко­ле утон­чен­ных мето­дов интер­пре­та­ции тек­ста. Одна­ко ста­ра­ния Варро­на были направ­ле­ны преж­де все­го на соби­ра­ние и обоб­ще­ние реа­лий. Со 2 в. н. э. начи­на­ет­ся эпо­ха ком­пи­ля­то­ров, преж­де все­го в обла­сти грам­ма­ти­ки и ком­мен­ти­ро­ва­ния поэ­ти­че­ских про­из­веде­ний. Ком­пи­ля­то­ры сыг­ра­ли роль посред­ни­ков меж­ду антич­но­стью и сред­не­ве­ко­вьем, пере­дав послед­не­му антич­ную обра­зо­ван­ность. Сред­не­ве­ко­вые мона­хи сде­ла­ли важ­ный вклад в фило­ло­ги­че­скую нау­ку: учи­ты­вая дидак­ти­че­скую полез­ность и стиле­вые досто­ин­ства про­из­веде­ний, они пере­пи­сы­ва­ли их во мно­же­стве, бла­го­да­ря чему антич­ные тек­сты и сохра­ни­лись. В Запад­ной Евро­пе латин­ский язык про­дол­жал суще­ст­во­ва­ние как язык церк­ви, нау­ки, юрис­пруден­ции, дело­вой пись­мен­но­сти и рас­смат­ри­вал­ся с прак­ти­че­ской, а не фило­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния даже при чте­нии тех или иных клас­си­че­ских тек­стов. Гре­че­ский язык, забы­тый в Запад­ной Евро­пе, был офи­ци­аль­ным язы­ком в Визан­тий­ской импе­рии. Кро­ме того, гре­че­ская сло­вес­ность сохра­ня­лась в руко­пи­сях и сбор­ни­ках про­из­веде­ний антич­ных авто­ров. Новый рас­цвет фило­ло­гии в гума­ни­сти­че­скую эпо­ху Воз­рож­де­ния вызвал посте­пен­ный подъ­ем инте­ре­са к изу­че­нию гре­че­ско­го язы­ка в Евро­пе после паде­ния Визан­тии (1453). Кро­ме того, италь­ян­ский гума­низм под­нял инте­рес к памят­ни­кам мате­ри­аль­ной куль­ту­ры древ­но­сти (к над­пи­сям, моне­там, гем­мам, архи­тек­тур­ным соору­же­ни­ям), а так­же исто­ри­ко-фило­ло­ги­че­ской дея­тель­но­сти. В 16 в. веду­щую роль в раз­ви­тии фило­ло­ги­че­ской нау­ки игра­ет Фран­ция (поли­гис­тор­ский пери­од в исто­рии фило­ло­гии), где уче­ные — пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных наук, и осо­бен­но юри­сты, — вся­че­ски спо­соб­ст­во­ва­ли состав­ле­нию реаль­ных ком­мен­та­ри­ев; при этом пред­по­чте­ние отда­ва­лось латин­ско­му язы­ку. В 17 в. в обла­сти фило­ло­ги­че­ских штудий тако­го рода выде­ля­лись Нидер­лан­ды; затем, когда на пер­вый план выдви­нул­ся инте­рес к кри­ти­че­ско­му изда­нию тек­стов, центр фило­ло­ги­че­ской нау­ки пере­ме­стил­ся из Нидер­лан­дов в Англию: начал­ся т. н. кри­ти­че­ский пери­од в исто­рии фило­ло­гии, свя­зан­ный преж­де все­го с име­нем Бент­ли. Затем веду­щая роль пере­хо­дит к Гер­ма­нии (исто­ри­ко-кри­ти­че­ский пери­од), где про­све­ти­тель­ские устрем­ле­ния вновь набра­ли силу — в первую оче­редь бла­го­да­ря общей гума­ни­сти­че­ской направ­лен­но­сти, харак­тер­ной для дан­но­го пери­о­да исто­рии куль­ту­ры. Это в свою оче­редь при­во­ди­ло к рас­ши­ре­нию клас­си­че­ской фило­ло­гии до клас­си­че­ской нау­ки об антич­но­сти; веду­щую роль в дея­тель­но­сти фило­ло­гов это­го вре­ме­ни играл Ф. Вольф. Рас­ши­ре­ние гра­ниц клас­си­че­ской фило­ло­гии при­ве­ло к тому, что и для фило­ло­гии в узком смыс­ле ста­ли обя­за­тель­ны­ми исто­ри­че­ский под­ход к интер­пре­ти­ру­е­мо­му тек­сту, оцен­ка над­пи­сей и дру­гих памят­ни­ков пись­мен­но­сти как источ­ни­ков (А. Бёк, Б. Г. Нибур, К. О. Мюл­лер). Про­ти­во­ре­чие меж­ду тра­ди­ци­он­ной эсте­ти­ко-фор­маль­ной фило­ло­ги­ей, кото­рая при­бе­га­ла к при­е­мам «диви­на­тор­ской кри­ти­ки» в рабо­те над уточ­не­ни­ем тек­ста (Г. Гер­ман), и исто­ри­ко-фило­ло­ги­че­ским направ­ле­ни­ем фило­ло­гии (А. Бёк) суще­ст­во­ва­ло на про­тя­же­нии мно­гих деся­ти­ле­тий 19 в. В кон­це кон­цов новая науч­ная изда­тель­ская тех­ни­ка, систе­ма­ти­че­ские иссле­до­ва­ния в обла­сти грам­ма­ти­ки и исто­рии язы­ка, новые папи­рус­ные и архео­ло­ги­че­ские наход­ки, вре­мен­ное и про­стран­ст­вен­ное рас­ши­ре­ние пред­ме­та иссле­до­ва­ния — до пре­де­лов куль­тур Сре­ди­зем­но­мо­рья в целом (Э. Мей­ер) — все это при­ве­ло к спе­ци­а­ли­за­ции внут­ри самой клас­си­че­ской нау­ки об антич­но­сти, к выде­ле­нию таких дис­ци­плин, как клас­си­че­ская фило­ло­гия (в узком смыс­ле), эпи­гра­фи­ка, нумиз­ма­ти­ка, папи­ро­ло­гия, визан­ти­сти­ка (ее пред­ме­том являл­ся конец антич­но­сти и пере­ход к сред­не­ве­ко­вью). Все эти дис­ци­пли­ны мыс­ли­лись, одна­ко, вза­и­мо­дей­ст­ву­ю­щи­ми. Клас­си­че­ская фило­ло­гия в узком смыс­ле ста­ла с тех пор рас­смат­ри­вать­ся как один из суще­ст­вен­ных разде­лов клас­си­че­ской нау­ки об антич­но­сти. Все более про­яв­ляв­ша­я­ся тен­ден­ция к эстет­ст­во­ва­нию спо­соб­ст­во­ва­ла фор­ми­ро­ва­нию «третье­го гума­низ­ма» (В. Йегер), кото­рый изна­чаль­но был реак­ци­ей на исто­ризм. Тра­ди­ции и опыт клас­си­че­ской фило­ло­гии как самой древ­ней фило­ло­ги­че­ской нау­ки и клас­си­че­ской нау­ки об антич­но­сти посто­ян­но ока­зы­ва­ют вли­я­ние на про­бле­ма­ти­ку и мето­ди­ку совре­мен­ных фило­ло­ги­че­ских наук, кото­рые сфор­ми­ро­ва­лись как само­сто­я­тель­ные нау­ки в эпо­ху роман­тиз­ма.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: АЛГЕБРА • АЛГОРИФМ • ЛАБОРАТОРИЯ • КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА ОБ АНТИЧНОСТИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА