КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ, наука, исследующая литературные памятники греко-римской культуры с целью воссоздания достоверной картины античного мировоззрения. Используя различные приемы и методы исследования (палеографический, текстологический, грамматический и т. д.), филологи стремятся как можно точнее восстановить первоначальный текст, пострадавший от времени или искаженный рукописной традицией. При этом текст помогают осветить и внелитературные свидетельства, привлекаемые из различных сфер жизни античной эпохи. Следует различать классическую филологию в узком смысле — классическую науку об античности (klassische Altertumswissenschaft), до которой расширилась филология в эпоху романтизма в непосредственной связи с процессом формирования исторической науки. Начало филологической, так же как и философской, деятельности положили ионийские философы, обратившиеся к толкованию текстов Гомера и Гесиода и критике их представлений о богах. Использование гомеровских текстов в процессе школьного обучения стало предпосылкой дальнейшего становления филологии. Ее собственные основы были заложены в 5—4 вв. до н. э. софистами, которые уделяли особое внимание стилистике, синонимике, ритмической организации текста, отчасти исходя при этом из насущных потребностей политического красноречия. Аристотель и его школа накапливали свидетельства, связанные со всеми аспектами словесности; этот материал был обобщен в «Риторике» и, главное, в «Поэтике», существенно влиявшей на европейскую литературу в течение более чем полутора тысячелетий. Самостоятельной наукой филология становится в эпоху эллинизма, когда в 3—2 вв. в Александрии и Пергаме появляются библиотеки и возникают школы — александрийская и пергамская. В Риме филология первоначально целиком находилась под влиянием греков. Ее первый выдающийся представитель — Элий Стилон. С именем его ученика Т. Варрона связывается появление в александрийской школе утонченных методов интерпретации текста. Однако старания Варрона были направлены прежде всего на собирание и обобщение реалий. Со 2 в. н. э. начинается эпоха компиляторов, прежде всего в области грамматики и комментирования поэтических произведений. Компиляторы сыграли роль посредников между античностью и средневековьем, передав последнему античную образованность. Средневековые монахи сделали важный вклад в филологическую науку: учитывая дидактическую полезность и стилевые достоинства произведений, они переписывали их во множестве, благодаря чему античные тексты и сохранились. В Западной Европе латинский язык продолжал существование как язык церкви, науки, юриспруденции, деловой письменности и рассматривался с практической, а не филологической точки зрения даже при чтении тех или иных классических текстов. Греческий язык, забытый в Западной Европе, был официальным языком в Византийской империи. Кроме того, греческая словесность сохранялась в рукописях и сборниках произведений античных авторов. Новый расцвет филологии в гуманистическую эпоху Возрождения вызвал постепенный подъем интереса к изучению греческого языка в Европе после падения Византии (1453). Кроме того, итальянский гуманизм поднял интерес к памятникам материальной культуры древности (к надписям, монетам, геммам, архитектурным сооружениям), а также историко-филологической деятельности. В 16 в. ведущую роль в развитии филологической науки играет Франция (полигисторский период в истории филологии), где ученые — представители различных наук, и особенно юристы, — всячески способствовали составлению реальных комментариев; при этом предпочтение отдавалось латинскому языку. В 17 в. в области филологических штудий такого рода выделялись Нидерланды; затем, когда на первый план выдвинулся интерес к критическому изданию текстов, центр филологической науки переместился из Нидерландов в Англию: начался т. н. критический период в истории филологии, связанный прежде всего с именем Бентли. Затем ведущая роль переходит к Германии (историко-критический период), где просветительские устремления вновь набрали силу — в первую очередь благодаря общей гуманистической направленности, характерной для данного периода истории культуры. Это в свою очередь приводило к расширению классической филологии до классической науки об античности; ведущую роль в деятельности филологов этого времени играл Ф. Вольф. Расширение границ классической филологии привело к тому, что и для филологии в узком смысле стали обязательными исторический подход к интерпретируемому тексту, оценка надписей и других памятников письменности как источников (А. Бёк, Б. Г. Нибур, К. О. Мюллер). Противоречие между традиционной эстетико-формальной филологией, которая прибегала к приемам «дивинаторской критики» в работе над уточнением текста (Г. Герман), и историко-филологическим направлением филологии (А. Бёк) существовало на протяжении многих десятилетий 19 в. В конце концов новая научная издательская техника, систематические исследования в области грамматики и истории языка, новые папирусные и археологические находки, временное и пространственное расширение предмета исследования — до пределов культур Средиземноморья в целом (Э. Мейер) — все это привело к специализации внутри самой классической науки об античности, к выделению таких дисциплин, как классическая филология (в узком смысле), эпиграфика, нумизматика, папирология, византистика (ее предметом являлся конец античности и переход к средневековью). Все эти дисциплины мыслились, однако, взаимодействующими. Классическая филология в узком смысле стала с тех пор рассматриваться как один из существенных разделов классической науки об античности. Все более проявлявшаяся тенденция к эстетствованию способствовала формированию «третьего гуманизма» (В. Йегер), который изначально был реакцией на историзм. Традиции и опыт классической филологии как самой древней филологической науки и классической науки об античности постоянно оказывают влияние на проблематику и методику современных филологических наук, которые сформировались как самостоятельные науки в эпоху романтизма.