Словарь античности

КЛЯТВА. В гре­че­ском пра­ве были извест­ны клят­вы свиде­те­лей, клят­вы сто­рон и решаю­щая про­цесс клят­ва, лежав­шая в осно­ве услов­но­го при­го­во­ра. Клят­вы при­ме­ня­лись в управ­ле­нии, в судах и в част­ных пра­во­вых отно­ше­ни­ях. Они пред­по­ла­га­ли содей­ст­вие богов, почи­тае­мых в горо­де (в Афи­нах — Зев­са, Апол­ло­на или Посей­до­на), кото­рые освя­ща­ли клят­вы и кара­ли клят­во­пре­ступ­ни­ков. Юриди­че­ская клят­ва име­ла чет­кую фор­му­ли­ров­ку, свя­зы­ва­лась с жерт­во­при­но­ше­ни­ем и про­из­но­си­лась пуб­лич­но, част­ные клят­вы про­из­но­си­лись в хра­мах. В пто­ле­ме­ев­ском Егип­те цар­ская при­ся­га фик­си­ро­ва­лась в пись­мен­ном виде. В Риме клят­вы (iusiu­ran­dum) с при­зы­вом к богам про­из­но­си­лись во вре­мя про­цес­сов, как при свиде­тель­ских пока­за­ни­ях, так и в выска­зы­ва­ни­ях сто­рон. Ссыл­ки на богов при­да­ва­ли им вес. Боль­шое зна­че­ние при­да­ва­лось клят­вам долж­ност­ных лиц. Сведе­ний о клят­вах в част­ном пра­ве нет.

См. также:
АНТОМОСИЯ, КЛЯТВА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДИОМОСИЯ, КЛЯТВА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПЕВНАКТЫ, ЭПЕЙНАКТЫ, ЕПЕЙНАКТЫ • ЭФЕБ, ЕФЕБ • АКВЕГАУСТ • АНХИСТИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА