КЛЯТВА. В греческом праве были известны клятвы свидетелей, клятвы сторон и решающая процесс клятва, лежавшая в основе условного приговора. Клятвы применялись в управлении, в судах и в частных правовых отношениях. Они предполагали содействие богов, почитаемых в городе (в Афинах — Зевса, Аполлона или Посейдона), которые освящали клятвы и карали клятвопреступников. Юридическая клятва имела четкую формулировку, связывалась с жертвоприношением и произносилась публично, частные клятвы произносились в храмах. В птолемеевском Египте царская присяга фиксировалась в письменном виде. В Риме клятвы (iusiurandum) с призывом к богам произносились во время процессов, как при свидетельских показаниях, так и в высказываниях сторон. Ссылки на богов придавали им вес. Большое значение придавалось клятвам должностных лиц. Сведений о клятвах в частном праве нет.