Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭФЕ́Б, ЕФЕБ

Ἔφη­βος. Через два года (или на вто­рой год) по дости­же­нии воз­му­жа­ло­сти (ἐπὶ διετὲς ἡβή­σαν­τες), на 18-м году жиз­ни моло­дые люди в Афи­нах через вне­се­ния в Λη­ξιαρ­χι­κόν (общин­ная кни­га их дема) объ­яв­ля­лись совер­шен­но­лет­ни­ми и само­сто­я­тель­ны­ми граж­да­на­ми. Вне­сен­ный в спис­ки давал при­ся­гу граж­да­ни­на в хра­ме Аграв­лы (Ly­curg. Leocr. 76. Pol­lux 8. 105 слл. Plut. Al­cib. 15), делал­ся спо­соб­ным носить ору­жие, полу­чал пра­во являть­ся в суде, женить­ся и т. д. Is. Arist. 12. De­mosth. Steph. II, 20. 24. Пра­во участ­во­вать в народ­ном собра­нии ефеб полу­чал лишь через два года, через вне­се­ние в πί­ναξ ἐκκλη­σιασ­τι­κός, на 20-м году жиз­ни, после того как он про­слу­жил два года в погра­нич­ной стра­же как πε­ρίπο­λος. С тех пор он мог участ­во­вать и в вой­нах вне пре­де­лов оте­че­ства. Кро­ме это­го более узко­го и опре­де­лен­но­го зна­че­ния сло­ва, суще­ст­ву­ет еще более широ­кое, по кото­ро­му ἔφη­βος мог быть назван вся­кий моло­дой чело­век, вышед­ший из дет­ско­го воз­рас­та. В искус­стве моло­дые люди это­го воз­рас­та изо­бра­жа­ют­ся с корот­ко стри­жен­ны­ми воло­са­ми в про­ти­во­по­лож­ность к маль­чи­кам и мужам, носив­шим более длин­ные воло­сы (κο­μᾶν). Это под­стри­же­ние волос совер­ша­лось до ἐπὶ διετὲς ἡβῆ­σαι, веро­ят­но, на 16-м году, и, веро­ят­но, от это­го акта тре­тий день празд­ни­ка Апа­ту­рий назы­вал­ся κου­ρεῶτις (от κου­ρὰ, κεί­ρω).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 476.
См. по теме: ЭПЕВНАКТЫ, ЭПЕЙНАКТЫ, ЕПЕЙНАКТЫ • АКВЕГАУСТ • АНХИСТИЯ • БУИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аполлон (тип Кассель).
Пентелийский мрамор.
Римская копия ок. 100 г. н. э. с оригинала Фидия середины V в. до н. э.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол.
Римская копия с греческого оригинала Мирона (т. н. «Дискобол Таунли»).
Мрамор.
Лондон, Британский музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Мирона.
Современная реконструкция оригинальной статуи V в. до н. э.
Скомбинированные гипсовые слепки, окрашенные под бронзу.
Рим, Музей классического искусства (гипсотека) Римского университета «Сапиенца».
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Торс юноши.
Бронза. II—I вв. до н. э.
Тбилиси, Национальный музей Грузии.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя атлета.
Бронза.
Копия или переработка греческого оригинала IV в. до н. э. школы Лисиппа.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя атлета.
Бронза.
Копия или переработка греческого оригинала IV в. до н. э. школы Лисиппа.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол из Кастельпорциано.
Паросский мрамор.
Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА