ЭФЕ́Б, ЕФЕБ
Ἔφηβος. Через два года (или на второй год) по достижении возмужалости (ἐπὶ διετὲς ἡβήσαντες), на 18-м году жизни молодые люди в Афинах через внесения в Ληξιαρχικόν (общинная книга их дема) объявлялись совершеннолетними и самостоятельными гражданами. Внесенный в списки давал присягу гражданина в храме Агравлы (Lycurg. Leocr. 76. Pollux 8. 105 слл. Plut. Alcib. 15), делался способным носить оружие, получал право являться в суде, жениться и т. д. Is. Arist. 12. Demosth. Steph. II, 20. 24. Право участвовать в народном собрании ефеб получал лишь через два года, через внесение в πίναξ ἐκκλησιαστικός, на 20-м году жизни, после того как он прослужил два года в пограничной страже как περίπολος. С тех пор он мог участвовать и в войнах вне пределов отечества. Кроме этого более узкого и определенного значения слова, существует еще более широкое, по которому ἔφηβος мог быть назван всякий молодой человек, вышедший из детского возраста. В искусстве молодые люди этого возраста изображаются с коротко стриженными волосами в противоположность к мальчикам и мужам, носившим более длинные волосы (κομᾶν). Это подстрижение волос совершалось до ἐπὶ διετὲς ἡβῆσαι, вероятно, на 16-м году, и, вероятно, от этого акта третий день праздника Апатурий назывался κουρεῶτις (от κουρὰ, κείρω).
«Реальный словарь классических древностей по Любкеру». Издание Общества классической филологии и педагогики. СПб, 1885, с. 476.