АРА́Т
Arătus, Ἄρατος,
1) сын сикионца Клейния, родился в 271 г. до Р. Х.; после того как Клейний был убит, Арат, тогда семилетний мальчик, был отправлен в Аргос и там воспитан. Придя в возраст, он собрал вокруг себя сикионских изгнанников, с помощью их (251 г.) прогнал из Сикиона тирана Никокла (Plut. Arat. 2. Pol. 2, 43) и убедил сикионцев примкнуть к Ахейскому союзу (Plut. Arat. 9). Антигон Гонат Македонский, враг Ахейского союза, старался противодействовать Арату; тогда тот отправился к Птолемею Филадельфу Египетскому и здесь получил значительную денежную сумму для поддержки прежде изгнанных, лишенных состояния и теперь бедняками возвратившихся на родину сикионцев. Plut. Arat. 13 слл. В 245 г. Арат был избран в стратеги союза, который теперь, по его настоянию, старался привлечь к себе пелопоннесские города. Эти планы тревожили Антигона, и он пытался вооружить против Арата египетского царя, но тщетно (Plut. Arat. 15). Постоянно вновь избираемый в стратеги, Арат был полезен союзу не столько как полководец (он не был хорошо знаком с военным делом, да, может быть, и не обладал в достаточной степени личным мужеством), сколько как хитрый политик, искусно действовавший подкупом. Он был терпелив, настойчив и расчетлив, но и очень честолюбив. Ему недоставало великодушия и нравственного благородства: часто в ущерб благоденствию союза он старался сделать подозрительными или удалить от дела тех лиц, которые действовали энергичнее его или подавали советы более разумные, чем он. Волновать и воодушевлять толпу он и не желал, и не умел. По смерти Антигона Досона (221 г.) Арат имел сперва могущественное и благодетельное влияние на Антигонова преемника Филиппа III, но затем своими советами сделался в тягость царю и в 213 г., уже в
Он сам описал события своей жизни и своего времени в сочинении (Ὑπομνήματα), которое до нас не дошло, но было известно и служило источником для Плутарха и Полибия. Ср. Müller, frgm. hist. Gr., IV, 21 слл. [Васильевский. Политич. реф. и социальн. движ. в Др. Греции, стр. 49 сл. и 64 сл.];
2) Арат родом из Сол в Киликии, долгое время (приблизительно с 270 г. до Р. Х.) жил при дворе македонского царя Антигона Гоната, по совету которого написал, следуя астрономическому сочинению Евдокса Книдского и Феофрасту, дидактическое стихотворение Φαινόμενα καὶ Διοσημεῖα, т. е., описание явлений звездного неба (размещения звезд и созвездий на небе, времен их восхода и захода и т. п.) и перечень примет погоды. Изложение сочинения возвышенно, просто, но лишено одушевления, слог у Арата сжатый и обдуманный, стих (гекзаметр) правильный и легкий, язык искусственный и своеобразный, иногда несвободный от шероховатостей и даже неправильностей. Это (сохранившееся еще) стихотворение очень высоко ценилось древними. Cic. de or. 1, 16 de rep. 1, 14. Ov. am. 1, 15, 16. Цицерон в юности (de n. d. 2, 41) перевел его латинскими стихами, и от этого перевода сохранились еще отрывки; дошли до нас также переводы Германика и (из IV в. от Р. Х.) Руфа Феста Авиена. Арат писал еще элегии и другие произведения, занимался также грамматическими исследованиями и, между прочим, исправлением текста гомеровских поэм.
Φαινόμενα изд. Koechly (в Poetae bucolici et didactici, Par., 1851) и др.