Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АРА́Т

Arătus, Ἄρα­τος,

1) сын сики­он­ца Клей­ния, родил­ся в 271 г. до Р. Х.; после того как Клей­ний был убит, Арат, тогда семи­лет­ний маль­чик, был отправ­лен в Аргос и там вос­пи­тан. При­дя в воз­раст, он собрал вокруг себя сики­он­ских изгнан­ни­ков, с помо­щью их (251 г.) про­гнал из Сики­о­на тира­на Никок­ла (Plut. Arat. 2. Pol. 2, 43) и убедил сики­он­цев при­мкнуть к Ахей­ско­му сою­зу (Plut. Arat. 9). Анти­гон Гонат Македон­ский, враг Ахей­ско­го сою­за, ста­рал­ся про­ти­во­дей­ст­во­вать Ара­ту; тогда тот отпра­вил­ся к Пто­ле­мею Фила­дель­фу Еги­пет­ско­му и здесь полу­чил зна­чи­тель­ную денеж­ную сум­му для под­держ­ки преж­де изгнан­ных, лишен­ных состо­я­ния и теперь бед­ня­ка­ми воз­вра­тив­ших­ся на роди­ну сики­он­цев. Plut. Arat. 13 слл. В 245 г. Арат был избран в стра­те­ги сою­за, кото­рый теперь, по его насто­я­нию, ста­рал­ся при­влечь к себе пело­пон­нес­ские горо­да. Эти пла­ны тре­во­жи­ли Анти­го­на, и он пытал­ся воору­жить про­тив Ара­та еги­пет­ско­го царя, но тщет­но (Plut. Arat. 15). Посто­ян­но вновь изби­рае­мый в стра­те­ги, Арат был поле­зен сою­зу не столь­ко как пол­ко­во­дец (он не был хоро­шо зна­ком с воен­ным делом, да, может быть, и не обла­дал в доста­точ­ной сте­пе­ни лич­ным муже­ст­вом), сколь­ко как хит­рый поли­тик, искус­но дей­ст­во­вав­ший под­ку­пом. Он был тер­пе­лив, настой­чив и рас­чет­лив, но и очень често­лю­бив. Ему недо­ста­ва­ло вели­ко­ду­шия и нрав­ст­вен­но­го бла­го­род­ства: часто в ущерб бла­го­ден­ст­вию сою­за он ста­рал­ся сде­лать подо­зри­тель­ны­ми или уда­лить от дела тех лиц, кото­рые дей­ст­во­ва­ли энер­гич­нее его или пода­ва­ли сове­ты более разум­ные, чем он. Вол­но­вать и вооду­шев­лять тол­пу он и не желал, и не умел. По смер­ти Анти­го­на Досо­на (221 г.) Арат имел спер­ва могу­ще­ст­вен­ное и бла­го­де­тель­ное вли­я­ние на Анти­го­но­ва пре­ем­ни­ка Филип­па III, но затем сво­и­ми сове­та­ми сде­лал­ся в тягость царю и в 213 г., уже в 17-й раз избран­ный в стра­те­ги, был отрав­лен. Pol. 2, 45 слл. 4, 8. 37. 70. 7, 11. Plut. Arat. 48 слл. Сики­он­цы дол­го с бла­го­дар­но­стью вспо­ми­на­ли о несо­мнен­ных услу­гах, ока­зан­ных им Ара­том. Plut. Arat. 54. Pol. 8, 14.

Он сам опи­сал собы­тия сво­ей жиз­ни и сво­его вре­ме­ни в сочи­не­нии (Ὑπομ­νή­ματα), кото­рое до нас не дошло, но было извест­но и слу­жи­ло источ­ни­ком для Плу­тар­ха и Поли­бия. Ср. Mül­ler, frgm. hist. Gr., IV, 21 слл. [Васи­льев­ский. Поли­тич. реф. и соци­альн. движ. в Др. Гре­ции, стр. 49 сл. и 64 сл.];

2) Арат родом из Сол в Кили­кии, дол­гое вре­мя (при­бли­зи­тель­но с 270 г. до Р. Х.) жил при дво­ре македон­ско­го царя Анти­го­на Гона­та, по сове­ту кото­ро­го напи­сал, сле­дуя аст­ро­но­ми­че­ско­му сочи­не­нию Евдок­са Книд­ско­го и Фео­фра­с­ту, дидак­ти­че­ское сти­хотво­ре­ние Φαι­νόμε­να καὶ Διοση­μεῖα, т. е., опи­са­ние явле­ний звезд­но­го неба (раз­ме­ще­ния звезд и созвездий на небе, вре­мен их вос­хо­да и захо­да и т. п.) и пере­чень при­мет пого­ды. Изло­же­ние сочи­не­ния воз­вы­шен­но, про­сто, но лише­но оду­шев­ле­ния, слог у Ара­та сжа­тый и обду­ман­ный, стих (гекза­метр) пра­виль­ный и лег­кий, язык искус­ст­вен­ный и свое­об­раз­ный, ино­гда несво­бод­ный от шеро­хо­ва­то­стей и даже непра­виль­но­стей. Это (сохра­нив­ше­е­ся еще) сти­хотво­ре­ние очень высо­ко цени­лось древни­ми. Cic. de or. 1, 16 de rep. 1, 14. Ov. am. 1, 15, 16. Цице­рон в юно­сти (de n. d. 2, 41) пере­вел его латин­ски­ми сти­ха­ми, и от это­го пере­во­да сохра­ни­лись еще отрыв­ки; дошли до нас так­же пере­во­ды Гер­ма­ни­ка и (из IV в. от Р. Х.) Руфа Феста Ави­е­на. Арат писал еще эле­гии и дру­гие про­из­веде­ния, зани­мал­ся так­же грам­ма­ти­че­ски­ми иссле­до­ва­ни­я­ми и, меж­ду про­чим, исправ­ле­ни­ем тек­ста гоме­ров­ских поэм.

Φαι­νόμε­να изд. Koech­ly (в Poe­tae bu­co­li­ci et di­dac­ti­ci, Par., 1851) и др.

См. также:
АРАТ (Словарь античности)
АРАТ (Античные писатели)
АРАТ (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 123—124.
См. по теме: ЭР, ЕР • ЭТЕОБУТАДЫ, ЕТЕОБУТАДЫ • ЭПОРЕДОРИГ, ЕПОРЕДОРИГ • ДУКЕТИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА