КОМЕДИЯ (греч., возможно, восходит к komos komazein — совершать шествие). Аттическая комедия возникла из различных форм народных увеселений (шествия хоров с танцами и шуточными песенками, перебранками и представлениями ряженых) и входила в состав Дионисовых празднеств как вольная обрядовая игра. С 486 государство взяло на себя постановку комедий на Великих Дионисиях, а с 442 до н. э. — на Ленеях. Согласно классификации, введенной александрийскими учеными, принято различать древнюю, среднюю и новую аттическую Комедию. Древняя комедия (приблизительно до 400 до н. э.) черпала темы из повседневной жизни полиса. Она затрагивала насущные государственные проблемы и подвергала критике видных граждан. Свое название комедии нередко получали по костюмам хора — людей («Всадники»), животных («Птицы»), неодушевленных предметов («Облака»). Актеры выступали в масках и костюмах, причем размеры живота и зада утрировались специальными подушками; вплоть до 4 в. необходимым атрибутом комического костюма был огромный кожаный фалл. К числу «классиков» древней комедии относятся Эвполид, Кратин и Аристофан. Полностью до нас дошло 11 комедий Аристофана. Строение их, допускающее некоторые вольности, таково: пролог, парод (вступительная партия хора), агон («состязание» действующих лиц), парабаса (выход хора), эписодии (актерские сценки фарсового характера), эксод (уход хора). Средняя комедия, от которой сохранились лишь скудные фрагменты, отражает упадок демократии в Афинах: главное место в ней занимают пародийно-мифологические темы и сюжеты, связанные с жизнью гетер и параситов. Исчезла парабаса, служившая прежде средством политической и социальной критики, вследствие чего хор утратил свое значение. Кроме того, исчезли и грубые комические приемы (фалл и т. д.). Наиболее известные представители средней комедии Антифан и Алексид. Новая комедия (приблизительно с 320 до н. э.) черпала темы из повседневной жизни города; кроме того, использовались и пародийно-мифологические темы, затрагивались, по-видимому, и политические вопросы. Возникает определенный круг мотивов (изнасилование, подкидывание ребенка) и типичных фигур (гетеры, параситы, рабы). Хор полностью утрачивает свое значение. Главные представители новой комедии — Менандр, Дифил, Филемон. За пределами Аттики комедии писал сицилиец Эпихарм (начало 5 в. до н. э.). Кроме того, существовали фольклорные комические представления в форме грубых фарсовых сценок, характерных для Мегар и Южной Италии (флиаки). Римская комедия возникла в основном из переработки римскими авторами новой и средней аттической комедии. Представления давались во время многочисленных римских праздников. Фольклорные шуточные представления (ателлана, фесценнины, мим), в которых были сильны мимические и танцевальные элементы, возникли в Италии еще в древние времена и подготовили восприятие греческой комедии. Это произошло благодаря Ливию Андронику, впервые поставившему в Риме (240 до н. э.) переработку греческих комедий. Комедия, действие которой происходило в Греции, именовалась паллиатой (palliata — от названия греческого плаща — pallium). Вместе с тем возникла комедия тогата (togata — от названия римской одежды тоги — toga); место ее действия — италийская земля. Создателем этой комедии был, очевидно, Невий, писавший не только паллиаты, но и драматические произведения, связанные с актуальными политическими проблемами. Наивысшего расцвета римская комедия достигла в творчестве Плавта и Теренция. Оба были авторами паллиат, но если Плавт весьма свободно обращался с греческим оригиналом и стремился к созданию пьес, отвечающих вкусам римской публики, то Теренций был ближе к оригиналу. Пьесы Плавта и Теренция дали толчок развитию комедии в средние века (Гросвит) и в новое время (Шекспир, Мольер). Впоследствии паллиата и тогата утратили свое значение. Их место заняла сначала литературная ателлана, затем мим и пантомима. В эпоху Августа и в период Империи предпринимались попытки возродить комедию (Мелисс, Помпоний Бассул), но безуспешно. Последняя дошедшая до нас римская комедия, написанная неизвестным автором (4—