Словарь античности

КОМЕДИЯ (греч., воз­мож­но, вос­хо­дит к ko­mos ko­ma­zein — совер­шать шест­вие). Атти­че­ская комедия воз­ник­ла из раз­лич­ных форм народ­ных уве­се­ле­ний (шест­вия хоров с тан­ца­ми и шуточ­ны­ми песен­ка­ми, пере­бран­ка­ми и пред­став­ле­ни­я­ми ряже­ных) и вхо­ди­ла в состав Дио­ни­со­вых празд­неств как воль­ная обрядо­вая игра. С 486 государ­ство взя­ло на себя поста­нов­ку комедий на Вели­ких Дио­ни­си­ях, а с 442 до н. э. — на Лене­ях. Соглас­но клас­си­фи­ка­ции, введен­ной алек­сан­дрий­ски­ми уче­ны­ми, при­ня­то раз­ли­чать древ­нюю, сред­нюю и новую атти­че­скую Комедию. Древ­няя комедия (при­бли­зи­тель­но до 400 до н. э.) чер­па­ла темы из повсе­днев­ной жиз­ни поли­са. Она затра­ги­ва­ла насущ­ные государ­ст­вен­ные про­бле­мы и под­вер­га­ла кри­ти­ке вид­ных граж­дан. Свое назва­ние комедии неред­ко полу­ча­ли по костю­мам хора — людей («Всад­ни­ки»), живот­ных («Пти­цы»), неоду­шев­лен­ных пред­ме­тов («Обла­ка»). Акте­ры высту­па­ли в мас­ках и костю­мах, при­чем раз­ме­ры живота и зада утри­ро­ва­лись спе­ци­аль­ны­ми подуш­ка­ми; вплоть до 4 в. необ­хо­ди­мым атри­бу­том коми­че­ско­го костю­ма был огром­ный кожа­ный фалл. К чис­лу «клас­си­ков» древ­ней комедии отно­сят­ся Эвпо­лид, Кра­тин и Ари­сто­фан. Пол­но­стью до нас дошло 11 комедий Ари­сто­фа­на. Стро­е­ние их, допус­каю­щее неко­то­рые воль­но­сти, тако­во: про­лог, парод (всту­пи­тель­ная пар­тия хора), агон («состя­за­ние» дей­ст­ву­ю­щих лиц), пара­ба­са (выход хора), эпи­со­дии (актер­ские сцен­ки фар­со­во­го харак­те­ра), экс­од (уход хора). Сред­няя комедия, от кото­рой сохра­ни­лись лишь скуд­ные фраг­мен­ты, отра­жа­ет упа­док демо­кра­тии в Афи­нах: глав­ное место в ней зани­ма­ют паро­дий­но-мифо­ло­ги­че­ские темы и сюже­ты, свя­зан­ные с жиз­нью гетер и пара­си­тов. Исчез­ла пара­ба­са, слу­жив­шая преж­де сред­ст­вом поли­ти­че­ской и соци­аль­ной кри­ти­ки, вслед­ст­вие чего хор утра­тил свое зна­че­ние. Кро­ме того, исчез­ли и гру­бые коми­че­ские при­е­мы (фалл и т. д.). Наи­бо­лее извест­ные пред­ста­ви­те­ли сред­ней комедии Анти­фан и Алек­сид. Новая комедия (при­бли­зи­тель­но с 320 до н. э.) чер­па­ла темы из повсе­днев­ной жиз­ни горо­да; кро­ме того, исполь­зо­ва­лись и паро­дий­но-мифо­ло­ги­че­ские темы, затра­ги­ва­лись, по-види­мо­му, и поли­ти­че­ские вопро­сы. Воз­ни­ка­ет опре­де­лен­ный круг моти­вов (изна­си­ло­ва­ние, под­киды­ва­ние ребен­ка) и типич­ных фигур (гете­ры, пара­си­ты, рабы). Хор пол­но­стью утра­чи­ва­ет свое зна­че­ние. Глав­ные пред­ста­ви­те­ли новой комедии — Менандр, Дифил, Филе­мон. За пре­де­ла­ми Атти­ки комедии писал сици­ли­ец Эпи­харм (нача­ло 5 в. до н. э.). Кро­ме того, суще­ст­во­ва­ли фольк­лор­ные коми­че­ские пред­став­ле­ния в фор­ме гру­бых фар­со­вых сце­нок, харак­тер­ных для Мегар и Южной Ита­лии (фли­а­ки). Рим­ская комедия воз­ник­ла в основ­ном из пере­ра­бот­ки рим­ски­ми авто­ра­ми новой и сред­ней атти­че­ской комедии. Пред­став­ле­ния дава­лись во вре­мя мно­го­чис­лен­ных рим­ских празд­ни­ков. Фольк­лор­ные шуточ­ные пред­став­ле­ния (ател­ла­на, фес­цен­ни­ны, мим), в кото­рых были силь­ны мими­че­ские и тан­це­валь­ные эле­мен­ты, воз­ник­ли в Ита­лии еще в древ­ние вре­ме­на и под­гото­ви­ли вос­при­я­тие гре­че­ской комедии. Это про­изо­шло бла­го­да­ря Ливию Анд­ро­ни­ку, впер­вые поста­вив­ше­му в Риме (240 до н. э.) пере­ра­бот­ку гре­че­ских комедий. Комедия, дей­ст­вие кото­рой про­ис­хо­ди­ло в Гре­ции, име­но­ва­лась пал­ли­а­той (pal­lia­ta — от назва­ния гре­че­ско­го пла­ща — pal­lium). Вме­сте с тем воз­ник­ла комедия тога­та (to­ga­ta — от назва­ния рим­ской одеж­ды тоги — to­ga); место ее дей­ст­вия — ита­лий­ская зем­ля. Созда­те­лем этой комедии был, оче­вид­но, Невий, писав­ший не толь­ко пал­ли­а­ты, но и дра­ма­ти­че­ские про­из­веде­ния, свя­зан­ные с акту­аль­ны­ми поли­ти­че­ски­ми про­бле­ма­ми. Наи­выс­ше­го рас­цве­та рим­ская комедия достиг­ла в твор­че­стве Плав­та и Терен­ция. Оба были авто­ра­ми пал­ли­ат, но если Плавт весь­ма сво­бод­но обра­щал­ся с гре­че­ским ори­ги­на­лом и стре­мил­ся к созда­нию пьес, отве­чаю­щих вку­сам рим­ской пуб­ли­ки, то Терен­ций был бли­же к ори­ги­на­лу. Пье­сы Плав­та и Терен­ция дали тол­чок раз­ви­тию комедии в сред­ние века (Гро­свит) и в новое вре­мя (Шекс­пир, Мольер). Впо­след­ст­вии пал­ли­а­та и тога­та утра­ти­ли свое зна­че­ние. Их место заня­ла сна­ча­ла лите­ра­тур­ная ател­ла­на, затем мим и пан­то­ми­ма. В эпо­ху Авгу­ста и в пери­од Импе­рии пред­при­ни­ма­лись попыт­ки воз­ро­дить комедию (Мелисс, Пом­по­ний Бас­сул), но без­успеш­но. Послед­няя дошед­шая до нас рим­ская комедия, напи­сан­ная неиз­вест­ным авто­ром (4—5 вв. н. э.), — «Que­ro­lus». Антич­ные комедии часто ста­вят­ся и сей­час (ино­гда в совре­мен­ной обра­бот­ке); опыт таких поста­но­вок пока­зы­ва­ет, что зри­тель 20 в. живо вос­при­ни­ма­ет антич­ную комедию, осо­бен­но Ари­сто­фа­на и Плав­та.

См. также:
КОМЕДИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Маска Новой комедии.
Мрамор.
II в. н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
2. МОЗАИКА. Рим.
Комедийная сцена.

Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА