Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

СЕРЕБРО

Ar­gen­tum, (ἄργυ­ρος, ср. ἀργός — мер­цаю­щий, ἀργᾶς — белый металл), обо­зна­ча­ет сереб­ря­ную руду в самом обшир­ном смыс­ле (ср. Plin. 33, 6, 95 слл), как в сыром виде, так и в подел­ках, и в моне­те. Сереб­ро в виде необ­ра­ботан­ной мас­сы назы­ва­лось ru­de или in­fec­tum, а очи­щен­ное от вся­ких шла­ков — pus­tu­la­tum (от малень­ких пузырь­ков, pus­tu­lae, явля­ю­щих­ся при плав­ле­нии). Suet. Ner. 44. У Пли­ния для сереб­ра как мине­ра­ла встре­ча­ет­ся обо­зна­че­ние ar­gen­ti me­tal­la рядом с более спе­ци­аль­ны­ми ar­gen­ti ve­na, сереб­ря­ная жила, ar­gen­ti fo­di­na, сереб­ря­ный руд­ник, ar­gen­ti sco­ria, сереб­ря­ный шлак, ar­gen­ti spu­ma, сереб­ря­ная пена. Очень часто ar­gen­tum без вся­ко­го при­ло­же­ния обо­зна­ча­ет обра­ботан­ное сереб­ро, сереб­ря­ную посу­ду, va­sa ar­gen­tea. Hor. ep. 1, 6, 17. 2, 2, 181. od. 4, 11, 6. Plaut. Pseud. 1, 2, 29. Lucr. 2, 27. Cic. tusc. 5, 21, 62. Ино­гда при­бав­ля­ет­ся fac­tum: Cic. Verr. 5, 25, 62. Ar­gen­tum ve­tus — сереб­ря­ная утварь в антич­ном вку­се. Сереб­ря­ные сосуды были то pu­ra, (Plin. ep. 3, 1. Juv. 9, 141, le­via, Juv. 14, 62), т. е., без худо­же­ст­вен­ной отдел­ки и укра­ше­ний, то cae­la­ta, as­pe­ra, т. е., с выпук­лой резь­бой; при­том худо­же­ст­вен­ные укра­ше­ния мог­ли быть сни­мае­мы с сосудов и пото­му назы­ва­лись emble­ma­ta (от ἐμβάλ­λειν). Cic. Verr. 4, 23, 52. tusc. 5, 21, 61. Обо­зна­чая сереб­ря­ную моне­ту (введе­на в 269 г. до Р. Х.), ar­gen­tum употреб­ля­ет­ся обык­но­вен­но с при­ло­же­ни­ем sig­na­tum (Cic. Verr. 5, 25, 62. Liv. 26, 47); чекан, sig­na или no­tae, изо­бра­жал пару или чет­вер­ню лоша­дей, впря­жен­ных в колес­ни­цу на одной сто­роне, и голо­ву боги­ни Ромы, а ино­гда Вик­то­рии — на дру­гой. Более древ­ние сестер­ции име­ют обык­но­вен­но на одной сто­роне голо­ву Минер­вы в кры­ла­том шле­ме и зна­ки HS, а на дру­гой — кон­ных Дио­с­ку­ров и над­пись RO­MA. Отно­ше­ние сереб­ра к золоту и в древ­но­сти коле­ба­лось, и имен­но меж­ду 1 : 10 и 1 : 13 у гре­ков и меж­ду 1 : 10 и 1 : 15 — у рим­лян.

Был и осо­бый бог сереб­ра, Ar­gen­ti­nus, сын Эску­ла­на (Aes­cu­la­nus), бога меди.

См. также:
СЕРЕБРО (Джонс. Словарь античных римских монет)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 139—140.
См. по теме: ЭЙРЕСИОНА • ЭПОХА • ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ТОРЕВТИКА. Рим.
Кувшин для вина из Боскореале.
Серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
2. ТОРЕВТИКА. Рим.
Чаша из Боскореале.
Серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
3. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Луция Вера из Маренго.
Серебро.
150—160-е гг.
Турин, Музей древностей.
5. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Греция.
Бронзовый кинжал с рельефным изображением львиной охоты. Деталь.
Золото и серебро по черни. XVI в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
6. ТОРЕВТИКА. Причерноморье.
Фиал с изображением богини (Фортуны или Амалтеи) с рогом изобилия.
Серебро, позолота. II в. н. э.
Предположительно, изготовлен в Иберии.
Тбилиси, Национальный музей Грузии.
7. ТОРЕВТИКА. Причерноморье.
Фиал с изображением богини (Фортуны или Амалтеи) с рогом изобилия (деталь).
Серебро, позолота. II в. н. э.
Предположительно, изготовлен в Иберии.
Тбилиси, Национальный музей Грузии.
8. ТОРЕВТИКА. Рим.
Патера из Парабьяго.
Серебро со следами позолоты.
2-я пол. IV в. н. э.
Милан, Городской археологический музей.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis).
Серебро.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Париж, Лувр.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
Камея с орлом.
Двухслойный оникс.
Римская работа, 27 г. до н. э.
Оправа: позолоченное серебро.
Вена, Музей истории искусств.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА