Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

СЕРЕБРО

Ar­gen­tum, (ἄργυ­ρος, ср. ἀργός — мер­цаю­щий, ἀργᾶς — белый металл), обо­зна­ча­ет сереб­ря­ную руду в самом обшир­ном смыс­ле (ср. Plin. 33, 6, 95 слл), как в сыром виде, так и в подел­ках, и в моне­те. Сереб­ро в виде необ­ра­ботан­ной мас­сы назы­ва­лось ru­de или in­fec­tum, а очи­щен­ное от вся­ких шла­ков — pus­tu­la­tum (от малень­ких пузырь­ков, pus­tu­lae, явля­ю­щих­ся при плав­ле­нии). Suet. Ner. 44. У Пли­ния для сереб­ра как мине­ра­ла встре­ча­ет­ся обо­зна­че­ние ar­gen­ti me­tal­la рядом с более спе­ци­аль­ны­ми ar­gen­ti ve­na, сереб­ря­ная жила, ar­gen­ti fo­di­na, сереб­ря­ный руд­ник, ar­gen­ti sco­ria, сереб­ря­ный шлак, ar­gen­ti spu­ma, сереб­ря­ная пена. Очень часто ar­gen­tum без вся­ко­го при­ло­же­ния обо­зна­ча­ет обра­ботан­ное сереб­ро, сереб­ря­ную посу­ду, va­sa ar­gen­tea. Hor. ep. 1, 6, 17. 2, 2, 181. od. 4, 11, 6. Plaut. Pseud. 1, 2, 29. Lucr. 2, 27. Cic. tusc. 5, 21, 62. Ино­гда при­бав­ля­ет­ся fac­tum: Cic. Verr. 5, 25, 62. Ar­gen­tum ve­tus — сереб­ря­ная утварь в антич­ном вку­се. Сереб­ря­ные сосуды были то pu­ra, (Plin. ep. 3, 1. Juv. 9, 141, le­via, Juv. 14, 62), т. е., без худо­же­ст­вен­ной отдел­ки и укра­ше­ний, то cae­la­ta, as­pe­ra, т. е., с выпук­лой резь­бой; при­том худо­же­ст­вен­ные укра­ше­ния мог­ли быть сни­мае­мы с сосудов и пото­му назы­ва­лись emble­ma­ta (от ἐμβάλ­λειν). Cic. Verr. 4, 23, 52. tusc. 5, 21, 61. Обо­зна­чая сереб­ря­ную моне­ту (введе­на в 269 г. до Р. Х.), ar­gen­tum употреб­ля­ет­ся обык­но­вен­но с при­ло­же­ни­ем sig­na­tum (Cic. Verr. 5, 25, 62. Liv. 26, 47); чекан, sig­na или no­tae, изо­бра­жал пару или чет­вер­ню лоша­дей, впря­жен­ных в колес­ни­цу на одной сто­роне, и голо­ву боги­ни Ромы, а ино­гда Вик­то­рии — на дру­гой. Более древ­ние сестер­ции име­ют обык­но­вен­но на одной сто­роне голо­ву Минер­вы в кры­ла­том шле­ме и зна­ки HS, а на дру­гой — кон­ных Дио­с­ку­ров и над­пись RO­MA. Отно­ше­ние сереб­ра к золоту и в древ­но­сти коле­ба­лось, и имен­но меж­ду 1 : 10 и 1 : 13 у гре­ков и меж­ду 1 : 10 и 1 : 15 — у рим­лян.

Был и осо­бый бог сереб­ра, Ar­gen­ti­nus, сын Эску­ла­на (Aes­cu­la­nus), бога меди.

См. также:
СЕРЕБРО (Джонс. Словарь античных римских монет)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 139—140.
См. по теме: ЭФОДИОН, ПРОГОННЫЕ ДЕНЬГИ • ДАМОСИЯ • ЕПИСКОПЫ • ОБРУЧЕНИЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцена пиршества.

Помпеи, Археологический парк, Дом Целомудренных влюбленных (IX. 12. 6. 3).
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцена пиршества.
Фреска IV стиля из Геркуланума.
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ТОРЕВТИКА. Рим.
Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis).
Серебро.
Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Париж, Лувр.
4. ТОРЕВТИКА. Рим.
Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis).
Серебро.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуэтка Зевса, сидящего на троне.
Бронза; глаза инкрустированы серебром.
I—II вв. н. э.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женская голова.
Серебро. Вторая половина II в. н. э.
Турин, Музей древностей.
7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Зеркало с изображением мифа о Фриксе и Гелле.
Серебро. 138—193 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
8. ТОРЕВТИКА. Рим.
Персонификация Африки.
Фиала из Боскореале.
Золото, серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Чаша из Боскореале.
Серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
10. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА