Словарь античности

КУРЫ. Пред­ком домаш­не­го пету­ха (греч. alek­to­ris, лат. gal­lus do­mes­ti­cus) явля­ет­ся индий­ский крас­ный петух джун­глей, одо­маш­ни­ва­ние кото­ро­го, оче­вид­но, про­изо­шло во 2-м тыся­че­ле­тии до н. э. В Китае пер­вые сведе­ния о курах име­лись уже в 2800 до н. э. В Вет­хом заве­те и у Гоме­ра о курах еще не упо­ми­на­ет­ся. В рай­о­нах к севе­ру от Альп куры были одо­маш­не­ны в брон­зо­вом веке. В Сре­ди­зем­но­мо­рье изо­бра­же­ние пету­ха встре­ча­ет­ся впер­вые во 2-й поло­вине 8 в. до н. э., в Малой Азии куры появи­лись в 6 в. до н. э., а в Гре­ции, где они посвя­ща­лись богу Аскле­пию, — в 5 в. до н. э. Ост­ров Делос сла­вил­ся раз­веде­ни­ем поро­ди­стых кур. Изо­бра­же­ние пету­ха встре­ча­ет­ся на мно­гих моне­тах (напри­мер, в Сици­лии). В Афи­нах даже бед­ня­ки име­ли кур. Пету­ха часто исполь­зо­ва­ли как пред­ска­за­те­ля пого­ды. Уве­ли­че­ния веса кур дости­га­ли путем их каст­ра­ции. Рим­ляне впер­вые узна­ли о курах в Гал­лии (отсюда назва­ние кур — gal­lus). Они исполь­зо­ва­ли пету­хов для зре­лищ­ных боев и для ауспи­ций (гада­нию по кри­ку и поле­ту пти­цы). В Ита­лии раз­во­ди­ли раз­лич­ные поро­ды домаш­них кур.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭХИН, ЕХИН • КУПА • ДИСПЕНСАТОР, КАССИР • ДОЛИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный рельеф, изображающий поклонение героизированным умершим. Деталь.
Серо-голубой мрамор. Ок. 550—530 гг. до н. э.
Высота 87 см.
Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.
2. КЕРАМИКА. Этрурия.
Фигурный сосуд в виде петушка с выцарапанным алфавитом.
Глина, буккеро.
VII в. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Эроты перед гермой наблюдают за петушиным боем.
Сардоникс в новой золотой оправе.
Рим (?). I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ГЛИПТИКА.
Эроты перед гермой наблюдают за боем петухов.
Сардоникс.
I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением Диоскуров.
Мрамор. Римская работа.
II в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей, (на временной экспозиции).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Петух, клюющий зерна граната на фоне натюрморта из груш и гранатов.

Помпеи, Дом Целомудренных влюбленных (IX, 12, 6).
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный рельеф, изображающий поклонение героизированным умершим.
Серо-голубой мрамор. Ок. 550—530 гг. до н. э.
Высота 87 см.
Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с Диоскурами.
Мрамор.
Эпоха Адриана. Нач. II в.
Аукционный дом Кристи, Нью-Йорк.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением праздника сбора винограда (vindemialia).
Фронтальный рельеф. Мрамор.
V в. н. э.
Рим, Базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура, портик.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Стела из Травиньоли.
Камень.
V в. до н. э.
Фьезоле, Городской археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Бронзовый слиток (aes signatum), медь
Рим, 260—242 гг. до н.э.
АВЕРС: Два петуха друг против друга, по всей вероятности, клюют корм; между ними две звезды.
РЕВЕРС: Два трезубца с рукоятками наружу; между ними два дельфина с хвостами, изогнутыми вокруг одного из трезубцев.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА