АРИСТО́ТЕЛЬ
Aristoteles, Ἄριστοτέλης, знаменитый основатель школы перипатетиков, самый глубокий и всеобъемлющий ум древности, родился в Стагире (отсюда ὁ Σταγιρίτης, Стагирит) на македонском полуострове Халкидике у Стримонского залива в 384 г. до Р. Х. Отцом его был Никомах, принадлежавший к греческому роду Асклепиадов и состоявший врачом у македонского царя Аминты, отца Филиппова. Рано потеряв своего отца, Аристотель поступил под опеку и присмотр к атарнейцу Проксену, сына которого, Никанора, он впоследствии усыновил и женил на своей дочери Пифиаде. Как врач, отец Аристотеля занимался естественными науками и был даже писателем по этой области знания; весьма вероятно, что как это обстоятельство, так и связи Никомаха с македонским двором рано уже оказывали влияние на склад жизни Аристотеля и направление его мышления.
В Афинах Аристотель потерял свою жену Пифиаду, от которой имел дочь того же имени. Расположение Александра к своему учителю под конец несколько охладело из-за племянника Аристотеля Каллисфена, который, по желанию царя, сопутствуя ему в походах, чтобы описывать его деяния, отчасти из тщеславия, а отчасти из патриотизма, с такой неугомонной резкостью восставал против стремления Александра подчинить македонян и греков восточным порядкам, что наконец возбудил против себя неудовольствие царя и подвергся тяжкому заключению, в котором и умер. Но все-таки в Афинах смотрели на Аристотеля как на приверженца Македонии, и когда Александр умер, его учитель подвергся преследованиям от восторжествовавшей теперь антимакедонской партии. Демофил обвинил Аристотеля в ἀσέβεια; тот бежал в евбейский город Халкиду (в 223 или 222 г.) и там умер.
Аристотель во время своей жизни был оцениваем различно и имел даже ожесточенных врагов. Его благоприятное внешнее положение, а может быть, и самомнение, от которого он не был, кажется, вполне свободен, возбуждали против него зависть и ненависть, искавшие себе удовлетворения в клевете на великого мыслителя. Но, с другой стороны, жители Стагиры почитали его как героя и ежегодно совершали в память его праздник Ἀριστοτέλεια. Римляне не могли и не умели понять достоинств аристотелевской философии, несмотря на уважение, выказываемое к ней Цицероном. В средние века то из-за достоинств Аристотеля не хотели видеть заслуг Платона, то наоборот; сочинения Аристотеля были предметом то возвеличения, усердного изучения и толкования (особенно у арабов), то порицания и унижения.
Аристотель, в одно и то же время и великий мыслитель, и великий наблюдатель, обращает внимание на все стороны мирового целого, но при этом в своей мысли так перерабатывает все разнообразие явлений, что от частностей доходит до самых широких обобщений. Благодаря этому направлению его ума он сделался основателем многих новых наук, так, напр., у него впервые подвергаются систематической обработке грамматика и логика, хотя, как и естественно на первых порах, часто не различаются одна от другой; риторика, пиитика и вместе с последней вообще философия искусства, зоология и физиология, ботаника, анатомия, психология впервые получили научный вид благодаря Аристотелю. Он удержал деление философии на три части: диалектику или логику, физику и ифику, но вместе с тем сильнее оттенил различие теоретической философии от практической; вообще отдельные части он резче разграничил и каждой придал более строгую систематическую форму.
Предмет философии для Аристотеля есть то, что по преимуществу подлежит пониманию, т. е. начала и причины, т. к. посредством их понимается все остальное, все отдельные вещи (ὑποκείμενα), а не наоборот. Самое главное в знании — это понимание причин (κυριώτατον τοῦ εἰδέναι τὸ διότι θεωρεῖν), а т. к. оно дается только философией, и последняя по тому самому по преимуществу перед всеми науками отличается свободой и самостоятельностью, то ей должно принадлежать первое место среди наук. Δῆλον οὖν, пишет Аристотель в «Метафизике», ὡς δι᾿ οὐδεμίαν αὐτὴν ζητοῦμεν χρείαν ἑτέραν, ἀλλ᾿ ὥσπερ ἄνθρωπός φαμεν ἐλεύθερος ὁ αὑτοῦ ἕνεκα καὶ μὴ ἄλλου ὤν, οὕτω καὶ αὕτη μόνη ἐλευθέρα οὖσα τῶν ἐπιστημῶν· μόνη γὰρ αὐτὴ αὑτῆς ἕνέκεν ἐστίν. διὸ καὶ δικαίως ἂν οὐκ ἀνθρωπίνη νομίζοιτο αὐῆς ἡ κτῆσις. Далее о важности ее он говорит еще следующее: ἥν τε γὰρ μάλιστ᾿ ἂν ὁ θεὸς ἔχοι, θεία τῶν ἐπιστημῶν ἐστι, κἂν εἴ τις τῶν θείων εἴη. μόνη δ᾿ αὕτη τούτων ἀμφοτέρων τετύχηκεν· ὅ τε γὰρ θεὸς δοκεῖ τῶν αἰτίων πᾶσιν εἶναι καὶ ἀρχή τις, καὶ τὴν τοιαύτην ἢ μόνος ἢ μάλιστ᾿ ἂν ἔχοι ὁ θεός. ἀναγκαιότεραι μὲν οὖν πᾶσαι ταύτης, ἀμείνων δ’ οὐδεμία. В частности, особенно важно было выставленное в аристотелевской философии на вид понятие развития или различие двух форм существования, возможности (δύναμις, potentia), как бы зерна, которое только в скрытом и неразвитом еще виде содержит в себе все условия и формы, и действительности (ἐνέργεια, actus), осуществления идеи или возможности; часто в том же значении, как ἐνέργεια, употребляется у Аристотеля слово ἐντελέχεια, но иногда первым обозначается самый процесс или действие, а вторым результат осуществления. Лишь немногие из сочинений Аристотеля — а всего их насчитывали 400—
1) логические, соединенные впоследствии в ὄργανον: a) κατηγορίαι, о главных классах понятий; b) περὶ ἑρμηνείας (собственно о выражении мыслей), о предложении; c) ἀναλυτικὰ πρότερα и ὕστερα, каждое в 2 книгах, об умозаключениях и доказательствах; d) τοπικά, в 8 книгах, учение об общих точках зрения (τόποι), с которых можно доказывать или опровергать какое-нибудь положение; e) περὶ σοφιστικῶν ἐλέγχων, 2 книги, об опровержении софистических, ложных умозаключений. Некоторое сродство с этими сочинениями имеют: f) τέχνη ῥητορική, 3 книги, о трех родах красноречия: βουλευτική, δικανική и ἐπιδεικτική; другое риторическое сочинение — ῥητορικὴ πρὸς Ἀλέξανδρον, приписывавшееся Аристотелю, принадлежит, вероятнее всего, Анаксимену Лампсакскому (см. Anaximenes, 2); g) περὶ ποιητικῆς, о родах поэзии, особенно о трагедии; может быть, это или набросок для большого оставшегося невыполненным сочинения, или заметки, долженствовавшие служить основой для устных чтений;
2) собственно философские: a) τὰ μετὰ τὰ φυσικά, сочинение большей частью делимое на 14 книг; заглавие не принадлежит Аристотелю; у него эта часть философии называлась πρώτη φιλοσοφία; по всей вероятности, различные отделы сочинения существовали первоначально как самостоятельные рассуждения и лишь впоследствии были соединены в одно целое; b) περὶ ψυχῆς, в 3 книгах, прекрасный опыт научного обоснования психологии; изложение представляет много трудностей для понимания; сочинение φυσιογνωμονικά подложно; c) ἠθικὰ Νικομάχεια, в
3) политико-экономические: a) πολιτικά или πολιτικὴ ἀκρόασις, в 8 книгах, о цели и идеале государственного устройства и о воспитании; сочинение πολιτεῖαι πόλεων ρνή (описание и история устройства 158 греческих, а частью и негреческих государств), имевшее весьма важное значение для истории, к сожалению, известно только по отрывкам; b) οἰκονομικά, в 2 книгах, из которых только первая согласуется с идеями Аристотеля;
4) физико-математические: a) μηχανικὰ προβλήματα; ими пользовался Витрувий в сочинении de architectura; b) περὶ ἀτόμων γραμμῶν, о неделимых линиях; c) φυσικὴ ἀκρόασις, 8 книг, о главных законах природы; d) μετεωρολογικά, 4 книги, с этим сочинением имеет некоторое сходство подложное сочинение περὶ κόσμου или πρὸς Ἀλέξανδρον ἐπιστολὴ περὶ τοῦ παντός, приписываемое новыми учеными то Посейдонию, то Хрисиппу, то Николаю Дамасскому и др.; e) περὶ οὐρανοῦ, 4 книги, f) περὶ γενέσεως καὶ φθορᾶς, 2 книги, g) ἀνέμων θέσεις καὶ προσηγορίαι, может быть, отрывок из большого, не дошедшего до нас сочинения: περὶ σημείων χειμώνων; h) προβλήματα, 38 глав;
5) естественно-исторические: a) περὶ ζώων ἱστορίας, в 10 книгах; b) περὶ ζώων μορίων, в 4 книгах; c) περὶ ζώων γενέσεως, в 5 книгах; сохранившееся под именем Аристотеля сочинение περὶ φυτῶν подложно; d) ряд небольших рассуждений (11) по физиологии, обыкновенно называемых Parva naturalia; e) περὶ ἀκουστῶν; f) περὶ θαυμασίων ἀκουσμάτων — подложное собрание различных заметок; g) περὶ χρωμάτων, вероятно, подложное. Подложны и 6 писем. Принадлежал Аристотелю гимн в честь добродетели, посвященный Гермию, но, по всей вероятности, не принадлежал сборник стихотворных эпитафий в честь героев Троянской войны, называвшийся πέπλος. Главное из изданий сочинений Аристотеля — издание Берлинской академии наук (1831 слл.): в нем аристотелевский текст обработан Беккером, схолии — Брандисом и др., фрагменты утраченных сочинений — Валентином Розе, а подробный указатель — Боницем.