Словарь античности

ЛАТИНСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, про­из­веде­ния, создан­ные в пери­од с эпо­хи Воз­рож­де­ния по 20 в. Пер­вый и наи­бо­лее яркий рас­цвет ее зна­ме­ну­ет­ся гума­низ­мом с его ори­ен­та­ци­ей на куль­тур­ные цен­но­сти клас­си­че­ской антич­но­сти и выдви­же­ни­ем на пер­вый план писа­те­ля ново­го типа — рито­ра-уни­вер­са­ла, опи­раю­ще­го­ся в сво­ем сво­бод­ном твор­че­стве на стиле­вые образ­цы, выра­ботан­ные антич­но­стью; лич­ность твор­ца при этом ока­зы­ва­ет­ся в цен­тре вни­ма­ния. Идей­ное дви­же­ние гума­низ­ма заро­ди­лось в 14 в. в Ита­лии, где пер­вым и круп­ней­шим писа­те­лем Воз­рож­де­ния был Пет­рар­ка. Оно вызва­ло к жиз­ни бога­тую лати­но­языч­ную лите­ра­ту­ру, в кото­рой в пре­об­ра­зо­ван­ном виде ока­за­лись пред­став­ле­ны прак­ти­че­ски все антич­ные жан­ры. В поэ­зии гос­под­ст­во­ва­ла антич­ная лите­ра­тур­ная тео­рия, что спо­соб­ст­во­ва­ло созда­нию мно­го­чис­лен­ных «Поэ­тик» (в Гер­ма­нии в первую оче­редь — Конра­да Цель­ти­са, 1486), предъ­яв­ляв­ших лите­ра­тур­ным про­из­веде­ни­ям слож­ные про­фес­сио­наль­ные тре­бо­ва­ния. Рели­ги­оз­ная лири­ка по-преж­не­му суще­ст­во­ва­ла в фор­ме оды и гим­на (Богу­слав Гас­сен­штейн­ский из Лоб­ко­виц, Урсин Велий), при этом биб­лей­ско-хри­сти­ан­ские темы и сюже­ты охот­но обле­ка­лись в антич­но-мифо­ло­ги­че­ские одеж­ды (Цель­тис). Свет­ская лири­ка, в осо­бен­но­сти та, что куль­ти­ви­ро­ва­ла чув­ство жиз­ни, цели­ком свя­зан­ное с посю­сто­рон­ним миром, стро­и­лась пре­иму­ще­ст­вен­но по образ­цам антич­ной поэ­зии «на слу­чай», поэ­зии, отра­жаю­щей кон­крет­ные впе­чат­ле­ния; в первую оче­редь это отно­сит­ся к любов­ной оди­че­ской и эле­ги­че­ской поэ­зии (Пон­та­но, Поли­ци­а­но; Цель­тис, Петр Лоти­хий; Иоанн Секунд). Жан­ры экло­ги, идил­лии, эпи­грам­мы тоже полу­чи­ли рас­про­стра­не­ние и исполь­зо­ва­лись (наряду с одой и эле­ги­ей) для выра­же­ния самых раз­но­об­раз­ных лич­ных пере­жи­ва­нии (Лоти­хий), для опи­са­ния сва­деб, похо­рон, для поздрав­ле­ния и возда­я­ния хва­лы меце­на­ту, про­слав­ле­ния друж­бы или зна­ме­ни­тых лич­но­стей (Эобан Гесс), для воз­ве­ли­чи­ва­ния горо­да и сочи­не­ния сати­ры (Гер­ман Буше), для раз­ра­бот­ки нацио­наль­ной и поли­ти­че­ской тема­ти­ки (Ген­рих Бебель, Уль­рих фон Гут­тен), в исто­ри­ко-пуб­ли­ци­сти­че­ской поэ­зии (Эвридий Корд).


Быто­ва­ла так­же буко­ли­че­ская поэ­зия (Бати­ста Ман­ту­ан­ский, Корд, Иоахим Каме­ра­рий). Сти­хотво­ре­ния «на рас­ста­ва­ние» (pro­pempti­con) и «путе­вые» сти­хотво­ре­ния (ho­doe­po­ri­con) при­бли­жа­ют­ся к эпо­су (Пет­рар­ка, Сан­над­за­ро), образ­цом для кото­ро­го слу­жил Вер­ги­лий и эпос послек­лас­си­че­ско­го пери­о­да. Дидак­ти­че­ская поэ­зия (Иоанн Мур­ме­лий, «Гро­би­а­нус» Фри­дри­ха Деде­кин­да), сати­ра (Филель­фо, Бебель, Якоб Лохер, про­зван­ный Фило­му­зус) и при­мы­каю­щая к ней эпи­грам­ма (Корд, Джон Оуэн) содер­жа­ли силь­ный соци­аль­но-кри­ти­че­ский эле­мент. Дра­ма ори­ен­ти­ро­ва­лась на Терен­ция, Плав­та, Сене­ку (а с 16 в — на гре­че­ских тра­ги­ков). Из диа­ло­ги­че­ских шпи­лей («Хри­сида» Э.С. Пик­ко­ло­ми­ни) вырос­ла гума­ни­сти­че­ская школь­ная комедия («Стиль­фо» Яко­ба Вимп­фе­лин­га, «Хен­но» Иоган­на Рей­х­ли­на), рядом с кото­рой раз­ви­ва­лась исто­ри­че­ская и мифо­ло­ги­че­ская дра­ма («Эце­ри­нида» Мус­са­то, «Тра­гедия Тур­сиды» и «Суд Пари­са» Лохе­ра, «Игра Мар­ция» Гер­ма­на Шот­те­ния). Более позд­ний жанр дра­ма­тур­гии гума­ни­стов — пане­ги­ри­че­ски-мифо­ло­ги­че­ский фест­шпиль («Игра Диа­ны» Цель­ти­са). В пери­од Рефор­ма­ции окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­ва­лась нео­ла­тин­ская биб­лей­ская и школь­ная дра­ма, посте­пен­но осво­бо­див­шись от под­ра­жа­тель­но­сти в отно­ше­нии антич­ных источ­ни­ков (Мак­ро­пе­дий, Гна­фей). Пье­сы это­го рода име­ли дидак­ти­че­скую и анти­кле­ри­каль­ную направ­лен­ность («Пам­ма­хий» Нао­ге­ор­га), они актив­но вклю­ча­лись в рели­ги­оз­но-поли­ти­че­скую поле­ми­ку, трак­то­ва­ли зло­бо­днев­ные вопро­сы («Стра­сти» Нао­ге­ор­га). Под пером Нико­ди­ма Фри­шли­на нео­ла­тин­ская дра­ма достиг­ла в кон­це 16 в. сво­его выс­ше­го раз­ви­тия. В 17 в. она была постав­ле­на иезу­и­та­ми на служ­бу контрре­фор­ма­ции. В эпо­ху барок­ко поэ­зия по-преж­не­му поль­зо­ва­лась латы­нью — вплоть до 18 в. (Гри­фи­ус, Фле­минг, Опиц, Баль­де). Поэ­ти­че­ские про­из­веде­ния на латин­ском язы­ке изред­ка про­дол­жа­ют появ­лять­ся до 20 в. (Гер­ман Вел­лер), одна­ко, несмот­ря на попыт­ки ожив­ле­ния, сочи­ни­тель­ство латин­ской поэ­зии носит уже харак­тер люби­тель­ско­го увле­че­ния. Нео­ла­тин­ская про­за так­же харак­те­ри­зу­ет­ся широ­ким мно­го­об­ра­зи­ем форм, в осно­ве кото­рых лежат антич­ные образ­цы (в первую оче­редь Цице­рон). Выдаю­щим­ся пред­ста­ви­те­лем про­зы, оста­вив­шим опы­ты почти во всех ее жан­рах, был Эразм Рот­тер­дам­ский. Гума­ни­сты куль­ти­ви­ро­ва­ли диа­лог (Петр Мозел­лан, «Домаш­ние беседы» Эраз­ма), в част­но­сти диа­лог сати­ри­че­ски окра­шен вли­я­ни­ем Луки­а­на, это мог­ла быть соци­аль­ная сати­ра («Похва­ла глу­по­сти» Эраз­ма), поли­ти­че­ский пам­флет (Гут­тен) или сати­ра в эпи­сто­ляр­ной фор­ме. Эпо­ха Воз­рож­де­ния созда­ла обшир­ную эпи­сто­ляр­ную лите­ра­ту­ру (Э.С. Пик­ко­ло­ми­ни, Эразм) — сти­ли­сти­че­ски отто­чен­ное сред­ство выра­же­ния гума­ни­сти­че­ской мыс­ли. Искус­ная речь, состав­лен­ная по тому или ино­му офи­ци­аль­но­му пово­ду, мог­ла слу­жить про­вод­ни­ком гума­ни­сти­че­ских и род­ст­вен­ных им идей (Мурет, Меланх­тон). В чис­ло излюб­лен­ных лите­ра­тур­ных жан­ров вхо­ди­ли новел­ла-рас­сказ (Павел Ниа­вис), любов­ный роман («Эври­ал и Лукре­ция» Э.С. Пик­ко­ло­ми­ни), сати­ри­че­ские фаце­тии (Под­жо Брач­чо­ли­ни, Бебель), а так­же соци­аль­но-поли­ти­че­ский роман («Уто­пия» Тома­са Мора). Бога­тая дидак­ти­че­ская лите­ра­ту­ра рас­про­стра­ня­ла новые педа­го­ги­че­ские уче­ния (Вимп­фе­линг, Буде, Я. А. Комен­ский), закла­ды­ва­ла осно­вы грам­ма­ти­ки, поэ­ти­ки, рито­ри­ки. Опи­ра­ясь на антич­ную тра­ди­цию, гума­ни­сты под­ня­ли на высо­кий уро­вень исто­рио­гра­фию (Вимп­фе­линг, Куспи­ан, Беат Ренан) и гра­ни­ча­щие с нею жан­ры — исто­ри­че­скую топо­гра­фию (Кохлей, Ире­ник) и гео­гра­фию (Гла­ре­ан). Антич­ная био­гра­фия, авто­био­гра­фия, сбор­ни­ки жиз­не­опи­са­ний (Иеро­ним) так­же послу­жи­ли образ­цом для под­ра­жа­ния (Пет­рар­ка, Бок­кач­чо, Иоанн Бутц­бах, Иоанн Три­те­мий). Вплоть до 18 в. суще­ст­во­ва­ла обшир­ная спе­ци­аль­ная лите­ра­ту­ра на латин­ском язы­ке: фило­соф­ская (Мар­си­лио Фичи­но, Рей­х­лин, Кам­па­нел­ла, Бэкон, Декарт, Спи­но­за, Лейб­ниц), тео­ло­ги­че­ская (Меланх­тон, Эко­лам­па­дий, Каль­вин, Сер­ве­то, Гро­ци­ус) и есте­ствен­но­на­уч­ная (Регио­мон­тан, Копер­ник, Тихо Бра­ге, Кеплер, Нью­тон, Веса­лий, Пара­цельс, Гар­вей, Лин­ней, Галь­ва­ни, Гаусс). Лишь посте­пен­но латынь пере­ста­ет быть язы­ком нау­ки, усту­пая место нацио­наль­ным язы­кам; в 20 в. она игра­ет опре­де­лен­ную роль толь­ко в фило­ло­гии.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • ДИАЛЕКТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА