ЛАТИНСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, произведения, созданные в период с эпохи Возрождения по 20 в. Первый и наиболее яркий расцвет ее знаменуется гуманизмом с его ориентацией на культурные ценности классической античности и выдвижением на первый план писателя нового типа — ритора-универсала, опирающегося в своем свободном творчестве на стилевые образцы, выработанные античностью; личность творца при этом оказывается в центре внимания. Идейное движение гуманизма зародилось в 14 в. в Италии, где первым и крупнейшим писателем Возрождения был Петрарка. Оно вызвало к жизни богатую латиноязычную литературу, в которой в преобразованном виде оказались представлены практически все античные жанры. В поэзии господствовала античная литературная теория, что способствовало созданию многочисленных «Поэтик» (в Германии в первую очередь — Конрада Цельтиса, 1486), предъявлявших литературным произведениям сложные профессиональные требования. Религиозная лирика по-прежнему существовала в форме оды и гимна (Богуслав Гассенштейнский из Лобковиц, Урсин Велий), при этом библейско-христианские темы и сюжеты охотно облекались в антично-мифологические одежды (Цельтис). Светская лирика, в особенности та, что культивировала чувство жизни, целиком связанное с посюсторонним миром, строилась преимущественно по образцам античной поэзии «на случай», поэзии, отражающей конкретные впечатления; в первую очередь это относится к любовной одической и элегической поэзии (Понтано, Полициано; Цельтис, Петр Лотихий; Иоанн Секунд). Жанры эклоги, идиллии, эпиграммы тоже получили распространение и использовались (наряду с одой и элегией) для выражения самых разнообразных личных переживании (Лотихий), для описания свадеб, похорон, для поздравления и воздаяния хвалы меценату, прославления дружбы или знаменитых личностей (Эобан Гесс), для возвеличивания города и сочинения сатиры (Герман Буше), для разработки национальной и политической тематики (Генрих Бебель, Ульрих фон Гуттен), в историко-публицистической поэзии (Эвридий Корд).
Бытовала также буколическая поэзия (Батиста Мантуанский, Корд, Иоахим Камерарий). Стихотворения «на расставание» (propempticon) и «путевые» стихотворения (hodoeporicon) приближаются к эпосу (Петрарка, Саннадзаро), образцом для которого служил Вергилий и эпос послеклассического периода. Дидактическая поэзия (Иоанн Мурмелий, «Гробианус» Фридриха Дедекинда), сатира (Филельфо, Бебель, Якоб Лохер, прозванный Филомузус) и примыкающая к ней эпиграмма (Корд, Джон Оуэн) содержали сильный социально-критический элемент. Драма ориентировалась на Теренция, Плавта, Сенеку (а с 16 в — на греческих трагиков). Из диалогических шпилей («Хрисида» Э.С. Пикколомини) выросла гуманистическая школьная комедия («Стильфо» Якоба Вимпфелинга, «Хенно» Иоганна Рейхлина), рядом с которой развивалась историческая и мифологическая драма («Эцеринида» Муссато, «Трагедия Турсиды» и «Суд Париса» Лохера, «Игра Марция» Германа Шоттения). Более поздний жанр драматургии гуманистов — панегирически-мифологический фестшпиль («Игра Дианы» Цельтиса). В период Реформации окончательно сформировалась неолатинская библейская и школьная драма, постепенно освободившись от подражательности в отношении античных источников (Макропедий, Гнафей). Пьесы этого рода имели дидактическую и антиклерикальную направленность («Паммахий» Наогеорга), они активно включались в религиозно-политическую полемику, трактовали злободневные вопросы («Страсти» Наогеорга). Под пером Никодима Фришлина неолатинская драма достигла в конце 16 в. своего высшего развития. В 17 в. она была поставлена иезуитами на службу контрреформации. В эпоху барокко поэзия по-прежнему пользовалась латынью — вплоть до 18 в. (Грифиус, Флеминг, Опиц, Бальде). Поэтические произведения на латинском языке изредка продолжают появляться до 20 в. (Герман Веллер), однако, несмотря на попытки оживления, сочинительство латинской поэзии носит уже характер любительского увлечения. Неолатинская проза также характеризуется широким многообразием форм, в основе которых лежат античные образцы (в первую очередь Цицерон). Выдающимся представителем прозы, оставившим опыты почти во всех ее жанрах, был Эразм Роттердамский. Гуманисты культивировали диалог (Петр Мозеллан, «Домашние беседы» Эразма), в частности диалог сатирически окрашен влиянием Лукиана, это могла быть социальная сатира («Похвала глупости» Эразма), политический памфлет (Гуттен) или сатира в эпистолярной форме. Эпоха Возрождения создала обширную эпистолярную литературу (Э.С. Пикколомини, Эразм) — стилистически отточенное средство выражения гуманистической мысли. Искусная речь, составленная по тому или иному официальному поводу, могла служить проводником гуманистических и родственных им идей (Мурет, Меланхтон). В число излюбленных литературных жанров входили новелла-рассказ (Павел Ниавис), любовный роман («Эвриал и Лукреция» Э.С. Пикколомини), сатирические фацетии (Поджо Браччолини, Бебель), а также социально-политический роман («Утопия» Томаса Мора). Богатая дидактическая литература распространяла новые педагогические учения (Вимпфелинг, Буде, Я. А. Коменский), закладывала основы грамматики, поэтики, риторики. Опираясь на античную традицию, гуманисты подняли на высокий уровень историографию (Вимпфелинг, Куспиан, Беат Ренан) и граничащие с нею жанры — историческую топографию (Кохлей, Иреник) и географию (Глареан). Античная биография, автобиография, сборники жизнеописаний (Иероним) также послужили образцом для подражания (Петрарка, Боккаччо, Иоанн Бутцбах, Иоанн Тритемий). Вплоть до 18 в. существовала обширная специальная литература на латинском языке: философская (Марсилио Фичино, Рейхлин, Кампанелла, Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц), теологическая (Меланхтон, Эколампадий, Кальвин, Сервето, Гроциус) и естественнонаучная (Региомонтан, Коперник, Тихо Браге, Кеплер, Ньютон, Весалий, Парацельс, Гарвей, Линней, Гальвани, Гаусс). Лишь постепенно латынь перестает быть языком науки, уступая место национальным языкам; в 20 в. она играет определенную роль только в филологии.