ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК (lingua Latina), относится к индоевропейской семье языков; язык племени, населявшего территорию Лация с центром в Риме. По мере экспансии Рима на Апеннинском полуострове латинский язык вытеснял остальные языки италийской группы (вплоть до начала нашей эры). Захват Римской империей Западной Европы и Северной Африки (2 в. до н. э.) привел к проникновению латинского языка в захваченные страны и преобладанию его над местными языками. Интенсивность латинизации привела к тому, что уже в 1 в. н. э., например, Испания стала родиной видных римских писателей (Сенека, Лукан, Марциал). Греческий язык., на протяжении всей античной эпохи и даже позже сохранявшийся в Южной Италии и на острове Сицилия, повлиял на становление и развитие латинского языка. Происходит проникновение греческой лексики (терминологии науки и культуры) в латинский язык (например, machina, balneum, ancora). По мере развития латинского языка произошло его разделение на народно-разговорный («вульгарная латынь») и литературный языки. «Вульгарная латынь» не представляла собой единого языка; появились диалекты, обусловленные географическим положением и образовательным уровнем (жаргон ремесленников, купцов, легионеров). «Вульгарная латынь» схожа с архаическим языком (Плавт). Для классического периода латинского языка характерно разделение на «высокую латынь» поэзии и «высокую латынь» прозы. Наиболее значительного уровня «классический» латинский язык достиг в творчестве Цицерона, который считается одним из его создателей. Язык Цицерона впоследствии признавался образцом «классической» латинской прозы. В свою очередь произведения Вергилия сделались каноном классически совершенного поэтического латинского языка. В период т. н. серебряной латыни (эпоха ранней Империи) завершается создание единых языковых нормативов для поэзии и прозы. Во 2 в. н. э. возникает архаистическое направление, которое ориентируется на возрождение языка древнего литературного периода. Благодаря этому сохранились ценные сведения об «архаической латыни». Христианские публицисты часто писали свои произведения на народно-разговорной латыни, во 2 в. вновь ставшей литературным языком, чтобы сделать их понятными для вышедших из социальных низов последователей христианства (Тертуллиан считался создателем «церковной» латыни). В 3 в. экономические трудности и нарушение политической стабильности привели к упадку культуры и образования. Прекращается функционирование литературного латинского языка, и дальнейшее культурное развитие идет на основе народно-разговорного языка. В результате диалектного дробления и территориального обособления диалектов возникли дочерние романские языки. В конце 6 в. окончательно прекращается функционирование латинского языка в качестве народно-разговорного языка; литературный латинский язык продолжал существовать в качестве общего языка литературы и получил дальнейшее развитие в виде средневековой латыни.