Словарь античности

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leo­nar­do da Vin­ci) (1452—1519). Лео­нар­до да Вин­чи — иде­ал уни­вер­саль­но­го чело­ве­ка эпо­хи Воз­рож­де­ния. Он счи­тал себя в первую оче­редь живо­пис­цем (исполь­зо­ва­ние све­то­те­ни — «сфу­ма­то»; ком­по­зи­ция «Тай­ной вече­ри» (1496—1497), под­чи­ня­ю­щая себе реаль­ное архи­тек­тур­ное про­стран­ство; «Джо­кон­да» (1503—1506)), но одно­вре­мен­но стре­мил­ся понять зако­но­мер­но­сти при­род­ных про­цес­сов. С этой целью он зани­мал­ся кон­струи­ро­ва­ни­ем меха­ни­че­ских устройств (частич­но по чер­те­жам Геро­на), ана­то­ми­че­ски­ми и физио­но­ми­че­ски­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, а так­же вскры­ти­ем тру­пов на осно­ве уче­ния Гале­на о стро­е­нии чело­ве­че­ско­го тела. Лео­нар­до да Вин­чи видел в при­ро­де живой цель­ный орга­низм и счи­тал, что т. н. «семь сво­бод­ных искусств» состав­ля­ют науч­ную осно­ву живо­пи­си. В его пони­ма­нии заня­тие есте­ство­зна­ни­ем наряду с изу­че­ни­ем памят­ни­ков антич­но­сти и твор­че­ства ста­рых масте­ров было основ­ным зако­ном сфор­му­ли­ро­ван­ной им эсте­ти­ки. Эта мысль содер­жит­ся так­же в отрыв­ках из его запи­сей, вошед­ших в «Трак­тат о живо­пи­си».

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • ЭРАСИНИД, ЕРАСИНИД • ДАМАРЕТА • ДАТАФЕРН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА