ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (1452—1519). Леонардо да Винчи — идеал универсального человека эпохи Возрождения. Он считал себя в первую очередь живописцем (использование светотени — «сфумато»; композиция «Тайной вечери» (1496—1497), подчиняющая себе реальное архитектурное пространство; «Джоконда» (1503—1506)), но одновременно стремился понять закономерности природных процессов. С этой целью он занимался конструированием механических устройств (частично по чертежам Герона), анатомическими и физиономическими исследованиями, а также вскрытием трупов на основе учения Галена о строении человеческого тела. Леонардо да Винчи видел в природе живой цельный организм и считал, что т. н. «семь свободных искусств» составляют научную основу живописи. В его понимании занятие естествознанием наряду с изучением памятников античности и творчества старых мастеров было основным законом сформулированной им эстетики. Эта мысль содержится также в отрывках из его записей, вошедших в «Трактат о живописи».
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.