Словарь античности

ЛУДИ (латин­ские игры), мно­го­чис­лен­ные пуб­лич­ные пред­став­ле­ния, пер­во­на­чаль­но являв­ши­е­ся так­же рели­ги­оз­ны­ми цере­мо­ни­я­ми, устра­и­вав­ши­е­ся в Риме еще в цар­ский пери­од. За их про­веде­ние отве­ча­ло государ­ство, т. е. маги­ст­ра­ты; позд­нее луди чаще все­го устра­и­вал сам импе­ра­тор. Ино­гда кто-либо из государ­ст­вен­ных дея­те­лей спе­ци­аль­но орга­ни­зо­вы­вал доро­го­сто­я­щие пуб­лич­ные зре­ли­ща, чтобы при­влечь к себе сим­па­тии широ­ких сло­ев рим­ских граж­дан. Неко­то­рые луди сра­зу ста­ли про­во­дить­ся еже­год­но, дру­гие сде­ла­лись регу­ляр­ны­ми спу­стя дли­тель­ное вре­мя после их учреж­де­ния. С тече­ни­ем вре­ме­ни их про­дол­жи­тель­ность меня­лась. Неко­то­рые луди про­во­ди­лись вплоть до эпо­хи позд­ней антич­но­сти. Наи­бо­лее древни­ми и гран­ди­оз­ны­ми были луди рома­ни (Рим­ские игры), про­во­див­ши­е­ся в 1-й поло­вине сен­тяб­ря в честь бога Юпи­те­ра. Дру­ги­ми круп­ны­ми празд­не­ства­ми счи­та­лись тор­же­ст­вен­ные пред­став­ле­ния в честь Апол­ло­на (апол­ли­на­рии; 1-я поло­ви­на июля), Цере­ры (цере­а­лии; середи­на апре­ля), Фло­ры (фло­ра­лии; конец апре­ля — нача­ло мая), Кибе­лы (луди мега­лен­зес; нача­ло апре­ля), а так­же Пле­бей­ские игры (луди пле­беи; 1-я поло­ви­на нояб­ря) в честь Юпи­те­ра.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭПУЛОНЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением скачек на колесницах.
Мрамор.
Кон. II — нач. III в. н. э.
Фолиньо, Археологическое собрание Палаццо Тринчи.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Скачки на колесницах в Большом цирке.

Рим.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением скачек на колесницах.
Мрамор.
98—117 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
4. МОЗАИКА. Рим.
Цирковой возница с лошадью.
Напольная мозаика.
Первая половина III в. н.э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. МОЗАИКА. Рим.
Цирковой возница с лошадью.
Напольная мозаика.
Первая половина III в. н.э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Circus maximus.
Воспроизведение по проекту Г. Релендера (1845—1892).
Рим.
7. МОЗАИКА. Рим.
Мозаика со сценой в цирке.
Мрамор, известняк и стеклянная паста.
III в.
Мадрид, Национальный археологический музей.
8. ТОРЕВТИКА. Рим.
Чаша с изображением скачек амуров на колесницах в Великом цирке.
Серебро со следами позолоты. I в. до н. э. — I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Чаша с изображением скачек амуров на колесницах в Великом цирке.
Серебро со следами позолоты. I в. до н. э. — I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с гирляндами и сценами мифа о Тесее и Ариадне.
Лунский и пентелийский мрамор.
130—150 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 3-я мастерская, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа II в доспехах и в лавровом венке вправо.
В обрезе: S. C.
РЕВЕРС: SAECVLARES AVGG. — козел идет влево.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА