Словарь античности

ЛУКАН М. Анней (3.11.39 Кор­до­ва (Испа­ния) — 30.04.65), самый зна­чи­тель­ный после Вер­ги­лия пред­ста­ви­тель эпи­че­ско­го жан­ра в рим­ской лите­ра­ту­ре, пле­мян­ник фило­со­фа Сене­ки. В Риме Лукан вхо­дил в круг дру­зей Неро­на; затем ока­зал­ся в опа­ле из-за зави­сти импе­ра­то­ра к его лите­ра­тур­ной сла­ве и при­вер­жен­но­сти сто­и­циз­му, поль­зо­вав­ше­му­ся широ­кой попу­ляр­но­стью сре­ди про­тив­ни­ков дес­по­тии. В 64 Лукан при­нял уча­стие в неудав­шем­ся заго­во­ре Пизо­на и по при­ка­зу Неро­на покон­чил само­убий­ст­вом. Из мно­го­чис­лен­ных поэ­ти­че­ских и про­за­и­че­ских про­из­веде­ний Лука­на сохра­ни­лась толь­ко исто­ри­че­ская поэ­ма «Фар­са­лия» или «О граж­дан­ской войне» («Bel­lum ci­vi­le»). В ней опи­сы­ва­ет­ся вой­на меж­ду Цеза­рем и Пом­пе­ем, начи­ная от пере­пра­вы Цеза­ря через Руби­кон (49 до н. э.) и закан­чи­вая бит­вой при Фар­са­ле (48 до н. э.). По мыс­ли авто­ра, эта бит­ва яви­лась куль­ми­на­ци­он­ным пунк­том в исто­рии Рима. Лукан пред­став­ля­ет Цеза­ря тира­ном, уста­но­вив­шим еди­но­лич­ную власть и погу­бив­шим рим­скую сво­бо­ду. Он вос­пе­ва­ет Пом­пея и Като­на Млад­ше­го, сто­рон­ни­ков Рес­пуб­ли­ки, самой судь­бой обре­чен­ных на гибель. Это про­из­веде­ние пред­став­ля­ет собой духов­ный про­тест про­тив дес­по­тии; оно про­ник­ну­то анти­мо­нар­хи­че­ски­ми настро­е­ни­я­ми. В отли­чие от тра­ди­ци­он­ных эпи­че­ских про­из­веде­ний в этой поэ­ме, напи­сан­ной гекза­мет­ром, зем­ные дела не зави­сят от воли богов. Пол­ный ее текст до нас не дошел (сохра­ни­лось 10 книг). Оби­лие рито­ри­че­ских отступ­ле­ний и отме­чен­ный тра­ги­че­ским пафо­сом стиль — харак­тер­ные чер­ты это­го попу­ляр­но­го в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья сочи­не­ния.

См. также:
ЛУКАН, Марк Анней (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МАНЕФОН • ЛУЦИЛИЙ • ЛИКОФРОН • ЛИВИЙ АНДРОНИК •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА