Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АССИ́РИЯ

As­sy­ria, Ἀσ­συ­ρία (или Ἀτου­ρία, соб­ст­вен­но Асур, по-древ­не­пер­сид­ски Athurâ, по-еврей­ски Aschûr), Асси­рия, в соб­ст­вен­ном смыс­ле (в обшир­ном смыс­ле назва­ние это озна­ча­ет все Асси­рий­ское государ­ство).

I) В гео­гра­фи­че­ском отно­ше­нии: Асси­рия на севе­ре отде­ля­лась Нифат­ски­ми гора­ми от Арме­нии, на запа­де и юго-запа­де Тиг­ром — от Месо­пота­мии и Вави­ло­нии, на юго-восто­ке гра­ни­чи­ла с Суси­а­ной, на восто­ке — с Миди­ей. Это была длин­ная, узкая, гори­стая стра­на, места­ми пло­до­род­ная, но боль­шей частью без­лес­ная, бога­тая асфаль­то­вы­ми и неф­тя­ны­ми клю­ча­ми. Hdt. 1, 192. Arr. 7, 19. Глав­ная гор­ная цепь стра­ны — Загр, н. Загром, тянув­ший­ся вдоль восточ­ной гра­ни­цы, реки — восточ­ные при­то­ки Тиг­ра. Жите­ли, при­над­ле­жав­шие к сирий­ско­му пле­ме­ни, в куль­тур­ном отно­ше­нии сто­я­ли гораздо ниже вави­ло­нян, а харак­те­ром и обы­ча­я­ми похо­ди­ли на пер­сов. Пто­ле­мей назы­ва­ет сле­дую­щие обла­сти стра­ны: Арра­па­хи­ти­ду, Кала­ки­ну, Адиа­бе­ну, Арбе­ли­ти­ду, Апол­ло­ни­а­ти­ду и Сит­та­ке­ну. Зна­чи­тель­ны­ми горо­да­ми были: древ­няя сто­ли­ца Нин, в Вет­хом Заве­те Нине­вия (Ninêvê), т. е. «победа бога Нина», на Тиг­ре (раз­ва­ли­ны близ Мос­су­ла); Арбе­ла и Гав­га­ме­ла, извест­ные по сра­же­нию меж­ду Дари­ем и Алек­сан­дром (в 331 г.); Арте­ну­та; Кте­си­фонт, сде­лав­ший­ся впо­след­ст­вии важ­ней­шим горо­дом и зим­ней рези­ден­ци­ей пар­фян­ских царей.

II) В исто­ри­че­ском отно­ше­нии. Древ­ней­шая исто­рия Асси­рий­ско­го государ­ства нахо­дит­ся в неко­то­рой свя­зи с вави­лон­ской; но труд­но опре­де­лить, было ли оно осно­ва­но пле­ме­нем Ассур, потом­ка­ми одно­го из сыно­вей Сима, или же сле­ду­ет счи­тать его коло­ни­ей Ним­вро­да. С послед­ним пред­по­ло­же­ни­ем согла­су­ет­ся то обсто­я­тель­ство, что в север­ных коло­ни­ях, по-види­мо­му, рань­ше, чем в Вави­ло­нии, вер­хов­ная власть из рук жре­цов пере­шла к свет­ским пра­ви­те­лям. В таком слу­чае назва­ние Нин явля­ет­ся оли­це­тво­ре­ни­ем этой вави­лон­ской коло­нии. Leo счи­та­ет Нина, жену его Семи­ра­миду и сына их Ниния (см. Ni­nus, I) сим­во­ли­че­ски­ми пред­ста­ви­те­ля­ми двух направ­ле­ний в почи­та­нии небес­ных све­тил; вер­хов­ная власть сна­ча­ла была в руках жре­цов Бела в лице сына его Нина, затем наравне с ними ста­ли ею поль­зо­вать­ся жре­цы Дер­ке­ти­ды или Дер­ке­ты (Der­ce­tis), кото­рые вытес­ни­ли мало-пома­лу пер­вых (Семи­ра­мида уби­ва­ет Нина). Этим же объ­яс­ня­ют­ся пол­ные несо­об­раз­но­стей мифи­че­ские ска­за­ния о похо­дах Семи­ра­миды. Нако­нец в лице Ниния власть жре­цов нис­про­вер­га­ет­ся и пере­хо­дит к свет­ским пра­ви­те­лям.

Далее в исто­рии Асси­рий­ско­го государ­ства сле­ду­ет про­бел в 30 поко­ле­ний, потом выдви­га­ет­ся имя Сар­да­на­па­ла, а за ним сле­ду­ет опять про­бел. Более извест­ной дела­ет­ся исто­рия асси­рий­цев после сопри­кос­но­ве­ния их с изра­иль­тя­на­ми. Цари: Фул (774—753), Тиглат Пиле­сар (753—734) и Сал­ма­нассар (734—716) вели удач­ные вой­ны с изра­иль­тя­на­ми, и послед­ний, взяв Сама­рию, уни­что­жил их государ­ство в 720 г. Но уже Санхе­риб (714—696) поте­рял все заво­е­ван­ное, и хотя Ассар­гад­дон, или Есар­гад­дон, удер­жал на неко­то­рое вре­мя государ­ство от рас­па­де­ния, тем не менее при Сар­да­на­па­ле II оно было уни­что­же­но.

Куль­ту­ра асси­рий­цев оста­но­ви­лась на очень низ­кой сте­пе­ни раз­ви­тия. Это было воен­но-дес­по­ти­че­ское государ­ство, в кото­ром все выс­шие поче­сти при­над­ле­жа­ли воен­но­му сосло­вию. Сосло­вие жре­цов хотя и про­дол­жа­ло суще­ст­во­вать, но не поль­зо­ва­лось боль­шим вли­я­ни­ем. Рели­гия асси­рий­цев, состо­яв­шая в почи­та­нии небес­ных све­тил, была похо­жа на вави­лон­скую и отли­ча­лась от нее толь­ко по назва­ни­ям божеств. Ср. Kru­ger, Ge­schich­te der As­sy­rer und Ira­nier (1856). M. v. Nie­buhr, Ge­schich­te As­surs und Ba­bels (1857). M. Dun­cker, Ge­schich­te des Al­ter­thums, t. II.

См. также:
АССИРИЯ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 171.
См. по теме: ЭННЕАОДЫ, ЕННЕАОДЫ • ЭПАКРИЯ, ЕПАКРИЯ • ДАТ • ЭЛЛОПИЯ, ЕЛЛОПИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА