Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АСТРОЛО́ГИЯ и АСТРОНО́МИЯ

Astro­lo­gia и Astro­no­mia. В клас­си­че­ское вре­мя у рим­лян уче­ние о звездах назы­ва­лось astro­lo­gia; впо­след­ст­вии же astro­lo­gi по поло­же­нию звезд пред­ве­ща­ли судь­бу людей, а astro­no­mi вычис­ля­ли дви­же­ния и отно­ше­ния небес­ных све­тил одно­го к дру­го­му и к зем­ле. Уже в древ­ней­шие вре­ме­на наро­ды Восто­ка вслед­ст­вие сво­его обра­за жиз­ни и заня­тий ста­ли зани­мать­ся наблюде­ни­я­ми над звезд­ным небом; но сведе­ния о сте­пе­ни их аст­ро­но­ми­че­ских позна­ний неточ­ны и неяс­ны. От них и егип­тяне почерп­ну­ли свои пер­вые аст­ро­но­ми­че­ские позна­ния, кото­рые потом зна­чи­тель­но рас­ши­ри­ли; они пер­вые опре­де­ли­ли год в 365 дней и 6 часов. Еще боль­шее раз­ви­тие полу­чи­ла аст­ро­но­мия у уче­ни­ков их, гре­ков, пер­вым аст­ро­но­мом кото­рых был Фалес (ок. 600 г. до Р. Х.). По Плу­тар­ху, он выра­ботал сле­дую­щие поло­же­ния: Зем­ля состав­ля­ет сре­дото­чие Все­лен­ной, Луна осве­ща­ет­ся Солн­цем, затме­ния Солн­ца про­ис­хо­дят от про­хож­де­ния Луны перед Солн­цем. По Hdt. 1, 74. Plin. 2, 9, 12, он пер­вый пред­ска­зал затме­ние Солн­ца. По Плу­тар­ху, он при­зна­вал и шаро­об­раз­ность Зем­ли, но дру­гие отри­ца­ют это. Мне­ние и уче­ния после­дую­щих аст­ро­но­мов ино­гда уди­ви­тель­но близ­ки к истине, напр., Демо­крит (470 г. до Р. Х.) утвер­ждал, что Млеч­ный Путь обра­зу­ет­ся от сия­ния бес­чис­лен­но­го коли­че­ства звезд; пифа­го­рей­цы учи­ли, что Зем­ля вра­ща­ет­ся вокруг сво­ей оси, на осно­ва­нии чего Ари­старх (270 г. до Р. Х.) вывел заклю­че­ние о годо­вом дви­же­нии Зем­ли вокруг Солн­ца. Но все это были толь­ко тео­ре­ти­че­ские выво­ды и пред­по­ло­же­ния, так как более точ­ные наблюде­ния неба вслед­ст­вие недо­ста­точ­но­го раз­ви­тия мате­ма­ти­ки и меха­ни­ки были невоз­мож­ны. Евдокс (ок. 366 г. до Р. Х.) пер­вый осно­вал свои иссле­до­ва­ния на дей­ст­ви­тель­ном наблюде­нии над небес­ным сво­дом. Т. к. сочи­не­ния его не дошли до нас, то мы о резуль­та­тах его аст­ро­но­ми­че­ских трудов име­ем толь­ко слу­чай­ные сведе­ния; так, напр., по Sen. quaest. nat. 7, 3, он утвер­ждал дви­же­ние планет.

Ари­сто­тель сно­ва воз­вра­тил­ся на путь умо­зре­ний; он утвер­жда­ет и ясно дока­зы­ва­ет шаро­об­раз­ность Зем­ли и звезд. Зем­ля, по его мне­нию, непо­движ­но сто­ит в цен­тре Все­лен­ной. Ост­ро­умие его дока­за­тельств уди­ви­тель­но, и при­хо­дит­ся толь­ко сожа­леть, что он не осно­вы­вал их на боль­шем запа­се опы­тов и наблюде­ний. Море­пла­ва­тель Пифей Мас­си­лий­ский (284 г. до Р. Х.), воз­вра­тив­шись из сво­их путе­ше­ст­вий на север, при­нес изве­стие, что там Солн­це не захо­дит в тече­ние 6 меся­цев (ср. Plin. 2, 75, 77); это­му, одна­ко, никто не пове­рил, и осо­бен­но Стра­бон часто его оспа­ри­ва­ет. Ари­старх Самос­ский (ок. 270 г. до Р. Х.) очень ост­ро­ум­но рас­суж­дал о рас­сто­я­ни­ях небес­ных тел. Ера­то­сфен пытал­ся опре­де­лить рас­сто­я­ния Солн­ца и Луны от Зем­ли. Насто­я­щим же осно­ва­те­лем науч­ной аст­ро­но­мии был Гип­парх (ок. 140 г. до Р. Х.), воз­вра­тив­ший­ся к поло­же­нию Евдок­са, что в аст­ро­но­мии сле­ду­ет осно­вы­вать­ся на самых тща­тель­ных наблюде­ни­ях, и ука­зав­ший, таким обра­зом, этой нау­ке путь для всех после­дую­щих вре­мен. По его уче­нию, Солн­це совер­ша­ет кру­го­об­раз­ное дви­же­ние вокруг Зем­ли, но не все­гда с оди­на­ко­вой ско­ро­стью. Про­дол­жи­тель­ность года он опре­де­лил в 365 дней 5 часов 55 минут 12 секунд. По сло­вам Пли­ния (2, 9, 12), он опре­де­лил на 600 лет впе­ред дви­же­ние Солн­ца и Луны, вре­ме­на пол­но­лу­ний и ново­лу­ний и дол­го­ту дней и вычис­лял поло­же­ние мест­но­стей по дол­го­те и широ­те. Послед­ним аст­ро­но­мом древ­но­сти был Пто­ле­мей (ок. 130 г. до Р. Х.), кото­рый при­вел откры­тия Гип­пар­ха и соб­ст­вен­ные иссле­до­ва­ния в пра­виль­ную систе­му. Уче­ние его, так назы­вае­мая «Пто­ле­ме­е­ва систе­ма мира», име­ла зна­че­ние в тече­ние всех сред­них веков и состо­я­ла из сле­дую­щих глав­ных поло­же­ний: Зем­ля име­ет шаро­об­раз­ную фор­му и сто­ит непо­движ­но в цен­тре шаро­об­раз­ной Все­лен­ной. Солн­це, Луна, пла­не­ты и осталь­ные звезды дви­жут­ся вокруг Зем­ли на раз­лич­ных рас­сто­я­ни­ях.

Рим­ляне не име­ли ни одно­го выдаю­ще­го­ся аст­ро­но­ма, вслед­ст­вие чего Цезарь для исправ­ле­ния кален­да­ря при­гла­сил из Алек­сан­дрии Соси­ге­на; зато в послед­ние вре­ме­на Рес­пуб­ли­ки и при импе­ра­то­рах в Риме про­цве­та­ла аст­ро­ло­гия: целые шай­ки аст­ро­ло­гов, хал­де­ев и магов, назы­вав­ших­ся так­же мате­ма­ти­ка­ми, сто­я­ли на фору­ме, ходи­ли по домам, вызы­ва­ясь пред­ска­зы­вать судь­бу людей по звездам. О подроб­но­стях см. Chal­daei.

См. также:
АСТРОНОМИЯ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 172.
См. по теме: ЗАТМЕНИЕ, ЭКЛИПСИС • БРУМА • БООТ • ГИДРОСТАТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА