Словарь античности

АСТРОНОМИЯ. В Гре­ции аст­ро­но­мия раз­ви­ва­лась в рам­ках фило­со­фии, охва­ты­вав­шей все обла­сти зна­ний. Решаю­щее зна­че­ние на раз­ви­тие гре­че­скую аст­ро­но­мию ока­за­ла вави­лон­ская аст­ро­но­мия. Вли­я­ние Егип­та было незна­чи­тель­ным вслед­ст­вие невы­со­ко­го уров­ня раз­ви­тия еги­пет­ской мате­ма­ти­ки и аст­ро­но­мии. Вави­лон­ская аст­ро­но­мия, являв­ша­я­ся вспо­мо­га­тель­ной дис­ци­пли­ной аст­раль­ной рели­гии, изу­ча­ла дви­же­ние небес­ных тел, пред­став­ляя его «жиз­нью бога солн­ца, бога луны» и т. д., и достиг­ла опре­де­лен­ных науч­ных дости­же­ний. Уже ок. 1600 до н. э. эти наблюде­ния дали воз­мож­ность понять иден­тич­ность вечер­ней и утрен­ней звезды. Но толь­ко с 7 в. в вави­лон­ской аст­ро­но­мии нача­ли при­ме­нять­ся мате­ма­ти­че­ские мето­ды, в част­но­сти для опи­са­ния обна­ру­жен­ной пери­о­дич­но­сти дви­же­ния небес­ных тел. В про­ти­во­по­лож­ность пре­иму­ще­ст­вен­но рели­ги­оз­ной, «фено­ме­но­ло­ги­че­ской» аст­ро­но­мии вави­ло­нян гре­че­ская аст­ро­но­мия выдви­ну­ла на пере­д­ний план выра­ботан­ный гре­че­ской фило­со­фи­ей тезис о раз­ли­чии меж­ду сущ­но­стью и явле­ни­ем, сде­ла­ла пер­вые шаги в опи­са­нии дви­же­ния небес­ных тел с помо­щью гео­мет­ри­че­ских моде­лей. Раз­ви­тие гре­че­ской аст­ро­но­мии было нерав­но­мер­ным, чере­до­ва­ние спа­дов и подъ­емов объ­яс­ня­лось отста­ва­ни­ем или опе­ре­же­ни­ем тео­рии по отно­ше­нию к прак­ти­ке аст­ро­но­ми­че­ских наблюде­ний. Подоб­ное несоот­вет­ст­вие дава­ло бога­тую пищу для все­воз­мож­ных дога­док и домыс­лов. Зача­стую сде­лан­ные инту­и­тив­но догад­ки, близ­кие к истине и под­твер­ждав­ши­е­ся в ходе даль­ней­ше­го раз­ви­тия зна­ния, свиде­тель­ст­во­ва­ли о боль­ших эври­сти­че­ских спо­соб­но­стях древ­них уче­ных. Аст­ро­но­ми­че­ски­ми про­бле­ма­ми зани­мал­ся, по-види­мо­му, уже Фалес. Пред­ска­за­ние им сол­неч­но­го затме­ния 28 мая 585 до н. э. осно­вы­ва­лось, веро­ят­но, на исполь­зо­ва­нии вави­лон­ских сведе­ний, поз­во­ляв­ших с доста­точ­ной сте­пе­нью веро­ят­но­сти пред­ска­зать это явле­ние. В сво­их выво­дах Фалес опи­рал­ся на дан­ные повсе­днев­ной прак­ти­ки. Так, он счи­тал, что Зем­ля пред­став­ля­ет собой плос­кий диск, пла­ваю­щий в оке­ане. Пер­вым выска­зал догад­ку о бес­ко­неч­но­сти Все­лен­ной и бес­чис­лен­но­сти ее миров Ана­к­си­мандр. Он счи­тал, что мир состо­ит из трех вра­щаю­щих­ся небес­ных колец, напол­нен­ных огнем и окру­жаю­щих Зем­лю. Зем­ля зани­ма­ет цен­траль­ное, рав­но­уда­лен­ное от небес­ной пери­фе­рии место и пред­став­ля­ет собой плос­кий цилиндр с анти­по­да­ми. Ана­к­си­мандр иссле­до­вал так­же вопро­сы, свя­зан­ные с раз­ме­ра­ми небес­ных све­тил и их дви­же­ни­ем; он счи­тал, что звезды пред­став­ля­ют собой дыр­ки во вра­щаю­щих­ся коль­цах, напол­нен­ных огнем. Цилин­дри­че­ская фор­ма зем­ной поверх­но­сти у Ана­к­си­манд­ра укла­ды­ва­лась в его общее пред­став­ле­ние о миро­зда­нии. Пер­вые пред­по­ло­же­ния о шаро­об­раз­ной фор­ме Зем­ли отно­сят­ся к 5 в. до н. э. Кто пер­вым выска­зал такую мысль, неиз­вест­но. Толь­ко 100 лет спу­стя Ари­сто­тель при­вел тому дока­за­тель­ства. В 5 в. гре­ки заим­ст­во­ва­ли у вави­ло­нян так­же резуль­та­ты наблюде­ний за пла­не­та­ми, раз­ра­бота­ли на их осно­ве пра­виль­ную кон­цеп­цию оче­ред­но­сти рас­по­ло­же­ния планет отно­си­тель­но друг дру­га. Впер­вые она была выска­за­на пифа­го­рей­цем Фило­ла­ем:, вклю­чен­ная в пла­не­тар­ный ряд Зем­ля 24-часо­вым пери­о­дом обра­ще­ния вызы­ва­ет сме­ну дня и ночи. Столь же пло­до­твор­ной была выска­зан­ная Фило­ла­ем мысль, что уда­ле­ние планет зави­сит от мате­ма­ти­че­ско-музы­каль­ных про­пор­ций. Чтобы чис­ло кос­ми­че­ских тел было совер­шен­ным (т. е. рав­ным деся­ти) и вопло­ща­ло пол­ноту бытия, меж­ду «цен­траль­ным огнем» и Зем­лей посту­ли­ро­ва­лась невиди­мая Анти­зем­ля. На базе это­го посту­ла­та пла­то­ни­ка­ми и пифа­го­рей­ца­ми было раз­ра­бота­но мно­же­ство пла­не­тар­ных тео­рий, нашед­ших свое наи­выс­шее вопло­ще­ние в гелио­цен­триз­ме Ари­стар­ха Самос­ско­го. Евдокс Книд­ский попы­тал­ся объ­яс­нить пря­мые и попят­ные дви­же­ния планет, а так­же их непо­движ­ность с помо­щью тео­рии кон­цен­три­че­ских сфер. Ари­сто­тель дал физи­че­скую интер­пре­та­цию этой мате­ма­ти­че­ской моде­ли, ска­зав о 55 хру­сталь­ных сфе­рах. В сред­ние века модель Ари­сто­те­ля была услож­не­на Фра­ка­сто­ро, одним из уче­ни­ков Копер­ни­ка, кото­рый довел чис­ло сфер до 79. Пред­по­ло­жи­тель­но Пла­тон, а затем Герак­лид Пон­тий­ский и дру­гие выдви­ну­ли идею о вра­ще­нии Зем­ли. При­мер­но в то же вре­мя была раз­ра­бота­на т. н. еги­пет­ская систе­ма, соглас­но кото­рой Мер­ку­рий и Вене­ра вра­ща­ют­ся вокруг Солн­ца, кото­рое в свою оче­редь вме­сте с осталь­ны­ми пла­не­та­ми обра­ща­ет­ся вокруг Зем­ли. Важ­ное зна­че­ние име­ла раз­ра­ботан­ная Ари­стар­хом Самос­ским гелио­цен­трич­ная систе­ма мира, одна­ко, несмот­ря на ее усо­вер­шен­ст­во­ва­ние Селев­ком из Селев­кии, эта тео­рия не име­ла широ­ко­го рас­про­стра­не­ния. Это объ­яс­ня­лось ее несов­ме­сти­мо­стью с пред­ло­жен­ной Ари­сто­те­лем кар­ти­ной миро­зда­ния, в цен­тре кото­ро­го поме­ща­лась непо­движ­ная Зем­ля. На осно­ва­нии гелио­цен­триз­ма Апол­ло­ний Перг­ский раз­ра­ботал тео­рию эпи­цик­лич­ных и экс­цен­трич­ных форм дви­же­ния. Гип­парх из Вифи­нии зало­жил осно­ву эмпи­ри­че­ских иссле­до­ва­ний. Им были полу­че­ны более точ­ные резуль­та­ты ано­ма­лий дви­же­ния Солн­ца и с исполь­зо­ва­ни­ем состав­лен­но­го за сто­ле­тие до него звезд­но­го ката­ло­га откры­то пред­ва­ре­ние рав­но­ден­ст­вий, или пре­цес­сии (т. е. мед­лен­ное пере­ме­ще­ние точ­ки весен­не­го рав­но­ден­ст­вия по эклип­ти­ке). Резуль­та­ты, полу­чен­ные Апол­ло­ни­ем и Гип­пар­хом, были улуч­ше­ны Пто­ле­ме­ем; в сво­ем труде «Аль­ма­гест» он дал почти такое же вер­ное опи­са­ние кине­ма­ти­ки планет с помо­щью экс­цен­трич­ной тео­рии эпи­цик­лов, какое было сде­ла­но позд­нее Кепле­ром с помо­щью эллип­сов. Кро­ме того, им была откры­та одна из мно­гих ано­ма­лий дви­же­ния Луны. В «Аль­ма­ге­сте» Пто­ле­мей опи­сал аст­ро­ля­бию, один из важ­ней­ших наряду с гно­мо­ном аст­ро­но­ми­че­ских инстру­мен­тов. Систе­ма Пто­ле­мея зани­ма­ла в сред­ние века вме­сте с тео­ри­ей гомо­цен­трич­ных сфер цен­траль­ное место. Одна­ко суще­ст­во­ва­ли и рели­ги­оз­но-мифи­че­ские пред­став­ле­ния. Так, в 6 в. Кос­ма Инди­коплов про­по­ве­до­вал биб­лей­ские пред­став­ле­ния о плос­кой Зем­ле. Бла­го­да­ря вли­я­нию ара­бов, заим­ст­во­вав­ших и пере­ра­ботав­ших антич­ное наследие, в 12—13 вв. в мона­стыр­ских шко­лах про­во­дят­ся аст­ро­но­ми­че­ские иссле­до­ва­ния. Пло­до­твор­ное раз­ви­тие гре­че­ской аст­ро­но­мии было про­дол­же­но 18 сто­ле­тий спу­стя Нико­ла­ем Копер­ни­ком, рас­смат­ри­вав­шим свой труд как пря­мое про­дол­же­ние зало­жен­ных в «Аль­ма­ге­сте» идей.

См. также:
АСТРОЛОГИЯ и АСТРОНОМИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: АЛГЕБРА • АЛГОРИФМ • ЛАБОРАТОРИЯ • КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА ОБ АНТИЧНОСТИ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА