АСТРОНОМИЯ. В Греции астрономия развивалась в рамках философии, охватывавшей все области знаний. Решающее значение на развитие греческую астрономию оказала вавилонская астрономия. Влияние Египта было незначительным вследствие невысокого уровня развития египетской математики и астрономии. Вавилонская астрономия, являвшаяся вспомогательной дисциплиной астральной религии, изучала движение небесных тел, представляя его «жизнью бога солнца, бога луны» и т. д., и достигла определенных научных достижений. Уже ок. 1600 до н. э. эти наблюдения дали возможность понять идентичность вечерней и утренней звезды. Но только с 7 в. в вавилонской астрономии начали применяться математические методы, в частности для описания обнаруженной периодичности движения небесных тел. В противоположность преимущественно религиозной, «феноменологической» астрономии вавилонян греческая астрономия выдвинула на передний план выработанный греческой философией тезис о различии между сущностью и явлением, сделала первые шаги в описании движения небесных тел с помощью геометрических моделей. Развитие греческой астрономии было неравномерным, чередование спадов и подъемов объяснялось отставанием или опережением теории по отношению к практике астрономических наблюдений. Подобное несоответствие давало богатую пищу для всевозможных догадок и домыслов. Зачастую сделанные интуитивно догадки, близкие к истине и подтверждавшиеся в ходе дальнейшего развития знания, свидетельствовали о больших эвристических способностях древних ученых. Астрономическими проблемами занимался, по-видимому, уже Фалес. Предсказание им солнечного затмения 28 мая 585 до н. э. основывалось, вероятно, на использовании вавилонских сведений, позволявших с достаточной степенью вероятности предсказать это явление. В своих выводах Фалес опирался на данные повседневной практики. Так, он считал, что Земля представляет собой плоский диск, плавающий в океане. Первым высказал догадку о бесконечности Вселенной и бесчисленности ее миров Анаксимандр. Он считал, что мир состоит из трех вращающихся небесных колец, наполненных огнем и окружающих Землю. Земля занимает центральное, равноудаленное от небесной периферии место и представляет собой плоский цилиндр с антиподами. Анаксимандр исследовал также вопросы, связанные с размерами небесных светил и их движением; он считал, что звезды представляют собой дырки во вращающихся кольцах, наполненных огнем. Цилиндрическая форма земной поверхности у Анаксимандра укладывалась в его общее представление о мироздании. Первые предположения о шарообразной форме Земли относятся к 5 в. до н. э. Кто первым высказал такую мысль, неизвестно. Только 100 лет спустя Аристотель привел тому доказательства. В 5 в. греки заимствовали у вавилонян также результаты наблюдений за планетами, разработали на их основе правильную концепцию очередности расположения планет относительно друг друга. Впервые она была высказана пифагорейцем Филолаем:, включенная в планетарный ряд Земля 24-часовым периодом обращения вызывает смену дня и ночи. Столь же плодотворной была высказанная Филолаем мысль, что удаление планет зависит от математическо-музыкальных пропорций. Чтобы число космических тел было совершенным (т. е. равным десяти) и воплощало полноту бытия, между «центральным огнем» и Землей постулировалась невидимая Антиземля. На базе этого постулата платониками и пифагорейцами было разработано множество планетарных теорий, нашедших свое наивысшее воплощение в гелиоцентризме Аристарха Самосского. Евдокс Книдский попытался объяснить прямые и попятные движения планет, а также их неподвижность с помощью теории концентрических сфер. Аристотель дал физическую интерпретацию этой математической модели, сказав о 55 хрустальных сферах. В средние века модель Аристотеля была усложнена Фракасторо, одним из учеников Коперника, который довел число сфер до 79. Предположительно Платон, а затем Гераклид Понтийский и другие выдвинули идею о вращении Земли. Примерно в то же время была разработана т. н. египетская система, согласно которой Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца, которое в свою очередь вместе с остальными планетами обращается вокруг Земли. Важное значение имела разработанная Аристархом Самосским гелиоцентричная система мира, однако, несмотря на ее усовершенствование Селевком из Селевкии, эта теория не имела широкого распространения. Это объяснялось ее несовместимостью с предложенной Аристотелем картиной мироздания, в центре которого помещалась неподвижная Земля. На основании гелиоцентризма Аполлоний Пергский разработал теорию эпицикличных и эксцентричных форм движения. Гиппарх из Вифинии заложил основу эмпирических исследований. Им были получены более точные результаты аномалий движения Солнца и с использованием составленного за столетие до него звездного каталога открыто предварение равноденствий, или прецессии (т. е. медленное перемещение точки весеннего равноденствия по эклиптике). Результаты, полученные Аполлонием и Гиппархом, были улучшены Птолемеем; в своем труде «Альмагест» он дал почти такое же верное описание кинематики планет с помощью эксцентричной теории эпициклов, какое было сделано позднее Кеплером с помощью эллипсов. Кроме того, им была открыта одна из многих аномалий движения Луны. В «Альмагесте» Птолемей описал астролябию, один из важнейших наряду с гномоном астрономических инструментов. Система Птолемея занимала в средние века вместе с теорией гомоцентричных сфер центральное место. Однако существовали и религиозно-мифические представления. Так, в 6 в. Косма Индикоплов проповедовал библейские представления о плоской Земле. Благодаря влиянию арабов, заимствовавших и переработавших античное наследие, в 12—