Мифы народов мира

АНДРОМЕ́ДА (Ἀνδρο­μέδη), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь эфи­оп­ско­го царя Кефея и Кас­си­о­пеи. В виде иску­пи­тель­ной жерт­вы Анд­ро­меда была отда­на на съе­де­ние чудо­ви­щу, кото­рое вме­сте с навод­не­ни­ем насла­ли на Эфи­о­пию Посей­дон и нере­иды (за то, что мать Анд­ро­меды похва­ля­лась перед ними сво­ей кра­сотой). Пер­сей уни­что­жил чудо­ви­ще и спас от гибе­ли Анд­ро­меду, обе­щан­ную ему в супру­ги Кефе­ем. Преж­не­го жени­ха Анд­ро­меды, бра­та её отца Финея, устро­ив­ше­го про­тив Пер­сея заго­вор, тот с помо­щью голо­вы гор­го­ны Меду­зы пре­вра­тил в камень. У Анд­ро­меды и Пер­сея было боль­шое потом­ство, в т. ч. Элек­три­он, Амфи­т­ри­он, Алк­ме­на (Apol­lod. II 4, 3; 4, 5), Геракл. В память о подви­гах Пер­сея Анд­ро­меда была поме­ще­на Афи­ной сре­ди звёзд (Ps.-Era­tosth. 17).

А. А. Тахо-Годи

В антич­ном изо­бра­зи­тель­ном искус­стве спа­се­ние Анд­ро­меды Пер­се­ем нашло вопло­ще­ние в живо­пи­си и пла­сти­ке (пом­пей­ские фрес­ки, вазо­пись, релье­фы, гем­мы и др.). В евро­пей­ском искус­стве миф исполь­зо­вал­ся сна­ча­ла в книж­ной мини­а­тю­ре, затем в живо­пи­си (Тици­ан, Тин­то­рет­то, Аго­сти­но и Анни­ба­ле Каррач­чи, Г. Рени, Рубенс, Рем­брандт, Н. Пус­сен, Дж. Б. Тье­по­ло и др.), в пла­сти­ке (релье­фы Пье­ро ди Кози­мо, Чел­ли­ни, скульп­ту­ра П. Пюже); с пер­вой поло­ви­ны 18 в. скульп­тур­ны­ми груп­па­ми «Анд­ро­меда, Пер­сей и мор­ское чудо­ви­ще» укра­ша­лись фон­та­ны (про­из­веде­ния Ш. Леб­ре­на, Г. Р. Дон­не­ра и др.).

Обра­ще­ние евро­пей­ских дра­ма­тур­гов и поэтов к мифу отно­сит­ся глав­ным обра­зом к 16—18 вв. (пье­сы «Пер­сей и Анд­ро­меда» Г. Сак­са; «Анд­ро­меда» П. Кор­не­ля; «Зло­клю­че­ния Пер­сея и Анд­ро­меды» П. Каль­де­ро­на; поэ­ма «Анд­ро­меда» Лопе де Вега и др.).

В 17 в. опе­ры — «Анд­ро­меда» К. Мон­тевер­ди, Л. Рос­си, М. А. Шар­пан­тье и др.; в 18 в. — «Анд­ро­меда» М. А. Циа­ни, Г. Ф. Ген­де­ля, Дж. Паи­зи­ел­ло, И. М. Гайд­на, Н. А. Цин­га­рел­ли и др.; в 20 в. — «Пер­сей и Анд­ро­меда» Ж. Ибе­ра и «Анд­ро­меда» П. Мори­са.

См. также:
АНДРОМЕДА (Словарь античности)
АНДРОМЕДА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 82.
См. по теме: ЭЙДОТЕЯ, ЭЙДОФЕЯ • ЭЛИЦИЙ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Египет.
Персей и Андромеда.
Двухслойный оникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей и Андромеда.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей и Андромеда.
Фреска из Стабий.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ГЛИПТИКА. Египет.
Персей и Андромеда.
Оникс. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища.
Фреска IV стиля из Помпей (VI. 10. 2. 12) или Геркуланума.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVI.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища.
Фреска III стиля из Помпей (VII. 16. 10).
20—45 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVI.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища.
Фреска IV стиля из Помпей (VI, 9, 6).
62—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXII.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА