МАКЕДОНИЯ, историческая область в северной части Греции. Основным занятием населения было скотоводство и хлебопашество. В 6 в. до н. э. наряду с крестьянскими участками существовали значительные земельные владения, принадлежавшие военно-аристократической верхушке. Рост экономического потенциала Македонии (заготовка дерева, смолы, добыча благородных металлов, изготовление вооружения) был обусловлен стремлением догнать развитые греческие полисы. Однако распад родоплеменного строя протекал медленно, и формирование государства в Македонии затянулось почти на 100 лет (весь 5 в. до н. э.). Македонией правил наследственный монарх, пользовавшийся поддержкой аристократов, занимавших высшие посты в армии (гетайры), рабовладельцев, купцов и крестьянства. Совет военачальников, состоявший из представителей богатых аристократических родов, принимал политические решения от имени всего народа (черты военной демократии); он провозглашал наследственного монарха и решал вопросы внутренней и внешней политики. Политическое объединение (ликвидация независимых областей) и постепенное упрочение экономических позиций позволили Македонии избавиться от временной зависимости от Персидской державы. В ходе Пелопоннесской войны, воспользовавшись благоприятной внешнеполитической ситуацией, Македония начала осуществление территориальной экспансии для захвата всего побережья. Одновременно с этим происходило усиление воздействия греческой культуры на Македонию; царь Архелай посылал атлетов для участия в Олимпийских играх; при его дворе в Пелле жили поэты и художники Херил, Еврипид, Зевксид. Греческие инженеры прокладывали дороги, строили крепости и города. Окончательное оформление Македонии как централизованного государства завершилось только при Филиппе II (359—
|
||
1.
Тяжелый тетробол, серебро Пердикка II 437—431 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Воин на коне вправо, на голове — кавсия (македонский головной убор), в левой руке — три копья. РЕВЕРС: Передняя часть льва вправо, сверху — буква Π; все внутри рамки. | ||
2.
Легкий тетробол, серебро Пердикка II 446—437 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Лошадь вправо. РЕВЕРС: Шлем с гребнем внутри рамки из двух линий. | ||
3.
AE 18, бронза Кассандр 306—297 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Шлем. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΚΑΣΣΑΝΔΡΟΥ — Наконечник копья. | ||
4.
Статер, серебро Аэроп II Эги, 399—393 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в повязке вправо. РЕВЕРС: ΑΕΡΟΠΟ — лошадь вправо с волочащимися поводьями внутри рамки с углублением. | ||
5.
Тетрадрахма, серебро Александр III Великий Пелла, 336—328 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Зевса в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΦΙΛΙΠΠΟΥ — юноша на лошади вправо, в руках держит пальмовую ветвь и поводья; внизу — изображение кантара (греческой чаши). | ||
6.
Статер, серебро Архелай Эги, 413—399 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Всадник, одетый в кавсию (македонский головной убор) и хламиду (одежда в виде плаща), влево, держит два копья; на задней части лошади — изображение кадуцея. РЕВЕРС: ΑΡΧΕΛΑΟ — передняя часть козы вправо; все внутри рамки. | ||
7.
Тетрадрахма, серебро Антигон II Гонат Амфиполь, 271—239 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: В центре македонского щита, украшенного восемью звездами внутри двойных полумесяцев — обращенная влево голова рогатого Пана, одетого в козью шкуру, с лагоболоном (охотничьей дубинкой) над плечом. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΓΟΝΟΥ — Афина Алкидема влево, в правой руке — пучок молний, в левой — щит с изображением эгиды; слева — македонский шлем, справа — монограмма. | ||
8.
AE 21, бронза Кассандр Амфиполь, 306—297 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΚΑΣΣΑΝΔΡΟΥ — юноша на лошади вправо; справа — звезда, снизу — буква Λ. | ||
9.
Тетрадрахма, серебро Персей Македонский Пелла или Амфиполь, 173—171 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Персея в диадеме вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΠΕΡΣΕΩΣ — орел стоит на пучке молний; сверху и слева — две монограммы, между лапами — буква Φ; все внутри венка; внизу — изображение плуга. | ||
10.
Статер, золото Александр III Великий Милет, 325—323 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Афины в коринфском шлеме вправо; внизу — пучок молний. РЕВЕРС: ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Ника стоит влево и держит венок и стилис (мачту корабля); слева — монограмма HΔ. |