Словарь античности

МАРИЙ Гай (родил­ся в 156 до н. э. в Цере­а­те близ Арпи­ну­ма, умер 13. 01. 86 до н. э. в Риме), выхо­дец из небо­га­той латин­ской семьи, рим­ский пол­ко­во­дец и поли­ти­че­ский дея­тель, вождь попу­ля­ров; избран­ный кон­су­лом, в 105 под впе­чат­ле­ни­ем пора­же­ний, нане­сен­ных рим­ля­нам ким­вра­ми и тев­то­на­ми, про­вел воен­ную рефор­му, кото­рая не толь­ко повы­си­ла бое­спо­соб­ность армии, но и завер­ши­ла пере­ход от опол­че­ния к про­фес­сио­наль­но­му вой­ску. Вслед­ст­вие этой рефор­мы во вре­мя граж­дан­ских войн в эпо­ху позд­ней Рес­пуб­ли­ки армия ста­ла оруди­ем в борь­бе за власть меж­ду бога­ты­ми и вли­я­тель­ны­ми поли­ти­че­ски­ми дея­те­ля­ми. В 107—100 Марий неод­но­крат­но изби­рал­ся кон­су­лом, одер­жал победу над Югур­той (три­умф в 104), раз­бил тев­то­нов при Аквах Секс­ти­е­вых (совре­мен­ный Экс-ан-Про­ванс) и ким­вров при Вер­цел­лах. В граж­дан­ской войне, поло­жив­шей нача­ло кри­зи­су рес­пуб­ли­кан­ско­го строя и открыв­шей путь к уста­нов­ле­нию еди­но­лич­ной вла­сти, воз­глав­лял про­тив­ни­ков опти­ма­тов. После пора­же­ния бежал от Сул­лы в Афри­ку, в 87 захва­тил Рим и орга­ни­зо­вал жесто­кую рас­пра­ву над сво­и­ми поли­ти­че­ски­ми про­тив­ни­ка­ми. Плу­тар­ху при­над­ле­жит био­гра­фия Мария.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭР, ЕР • ЭТЕОБУТАДЫ, ЕТЕОБУТАДЫ • ЭПОРЕДОРИГ, ЕПОРЕДОРИГ • ДУКЕТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет, т. н. Гай Марий.
Мрамор.
Копия августовской эпохи с портрета II в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет, т. н. Гай Марий.
Мрамор.
Копия августовской эпохи с портрета II в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет, т. н. Гай Марий.
Мрамор.
Копия августовской эпохи с портрета II в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет, т. н. Гай Марий.
Мрамор.
Копия августовской эпохи с портрета II в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет, т. н. Гай Марий.
Мрамор.
Копия августовской эпохи с портрета II в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
6. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Марка Сестия Клемента, солдата городской когорты.
AE 1984, 63.
Травертин. I—II вв. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Марий».
Мрамор. Республиканская эпоха.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Большой зал.
8. НАДПИСИ. Рим.
Надпись на базе статуи, посвященной Гаю Марию.
I в. н. э. Копия.
CIL X 5782 = Casamari-01, p. 28 = Epigraphica-1967-58.
Рим, Музей Римской культуры.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет, т. н. Гай Марий.
Крупнозернистый белый мрамор. Эпоха Августа.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XIX. 13.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет, т. н. Гай Марий.
Крупнозернистый белый мрамор. Эпоха Августа.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XIX. 13.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА