ДОМ ТИБЕРИЯ (Domus Tiberiana) (рис. 33, 34, 63. 5): дом, построенный Тиберием и перестроенный и расширенный последующими принцепсами, в северном углу Палатина над Римским форумом. В конечном счете он стал занимать территорию между храмом Великой матери и Новой дорогой и от спуска Победы до Дворца августов. Ни один источник не описывает дворец, построенный Тиберием; все они сходятся в том, что Тиберий мало сделал в Риме и единственными значительными его постройками были храм Божественного Августа и восстановление театра Помпея (Suetonius, Tib. 47). Однако название «дворец Тиберия» постоянно встречается в истории, и его расположение с видом на форум и Капитолий подтверждается Светонием (Vit. 15. 3), Тацитом (Hist. 1. 27) и Плутархом (Galb. 24. 3). Более того, это имя постоянно употреблялось до времени составления каталогов районов и встречается во многих надписях.
С самого начала это, несомненно, было огромное здание, предназначенное для совмещения публичной и частной жизни принцепса. Большая часть центрального блока никогда не раскапывалась, а большая часть раскопанного вновь погребена под прекрасными садами Фарнезе XVI в., которые сегодня делают Палатин столь приятным местом. В центре находился обширный прямоугольный внутренний двор, со всех сторон окруженный аркадами, за которыми к северо-западу открывался ряд комнат одинаковой глубины, тогда как к юго-востоку находился отдельный комплекс кубикул, расположенных в две линии и открывающихся в широкий центральный проход. Другие части, вероятно, относящиеся к первоначальному сооружению, — это овальный рыбный садок, ступенчатый внутри, и длинный ряд комнат позади портика с колоннами в юго-западной части, где, как свидетельствует граффити, располагалась преторианская гвардия. Последние помещения были перестроены при Нероне.
Самые интересные части дома расположены в северо-восточной части и вокруг северного угла. Они постоянно перестраивались, особенно после пожаров при Нероне и Тите. Первоначально дворец Тиберия доходил только до спуска Победы, к которому можно было спуститься с холма по длинной широкой лестнице в два пролета. К северо-востоку от лестницы находилась группа больших комнат, выходящих на спуск. Прочие сооружения, видимо, были в основном фундаментами.
На дальней стороне спуска Победы первоначально находился дворец Калигулы, который после пожара при Нероне был включен во дворец Тиберия. В результате строительства дворца Калигулы территория, принадлежавшая императорам, стала простираться до границы форума, а храм Кастора и атрий Весты стали входами во дворец. Калигула очень любил занимать место между братьями-близнецами в храме Кастора, чтобы ему поклонялись (Suetonius, Calig. 22. 2). Огромный и прекрасный входной комплекс позади храма Кастора был практически полностью уничтожен в ходе перестройки, но в разных местах можно обнаружить следы большого прямоугольного бассейна (
Поле пожара при Нероне во дворце, видимо, многое было перестроено. Сегодня наиболее заметна переработка юго-западного фасада дворца и криптопортика вдоль юго-западной стороны, который, видимо, являлся частью сети, соединявшей ряд уже существующих и первоначально самостоятельных зданий с комплексом Золотого Дома. Он освещается через ряд окон в уступе свода и был украшен прекрасной лепниной. С дворцом Тиберия его связывала лестница, а на каждом конце имелись ответвления. Вероятно, в это время весь дворец был полностью перестроен, ибо источники сходятся в том, что во время пожара Палатин был практически уничтожен.
Вопрос о том, насколько сильно дворец мог пострадать от пожара при Тите, остается неясным, ибо в то время мало что было повреждено на Римском форуме. Однако Домициан построил новый фасад с длинной лоджией с мраморным парапетом, поддерживаемой консолями из травертина вдоль спуска Победы и перестроил входной комплекс позади храма Кастора, придав ему совершенно иную ориентацию и возведя огромное здание, известное сегодня как церковь Санта-Мария-Антиква. Если судить по нему, то строительство было обширным и новаторским. Многочисленные архитектурные фрагменты, относящиеся к правлению Домициана, сегодня разбросаны по всему этому участку.
При Траяне здесь производились лишь небольшие работы, но при Адриане в результате широкомасштабного и претенциозного строительства фасад здания был выведен на Новую дорогу; тем самым был создан единый многоэтажный архитектурный фон, соединивший храм Венеры и Ромы с Римским форумом. Исходя из доступных сегодня сведений, очень трудно уяснить что-либо, кроме самых общих очертаний замысла Адриана, но, по-видимому, дворец должен был быть величественным, однако не иметь сильного осевого фокуса, подобно последующим королевским дворцам.
Дворец Тиберия продолжал использоваться как резиденция императоров по меньшей мере при Антонинах (
Более или менее систематические раскопки проводились в этом комплексе с 1728 г., когда на вершине холма было раскопано много архитектурного материала (RömMitt 3 [1895]: 266—
Nash 1. 365—