Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ДОМ ТИБЕРИЯ (Do­mus Ti­be­ria­na) (рис. 33, 34, 63. 5): дом, постро­ен­ный Тибе­ри­ем и пере­стро­ен­ный и рас­ши­рен­ный после­дую­щи­ми прин­цеп­са­ми, в север­ном углу Пала­ти­на над Рим­ским фору­мом. В конеч­ном сче­те он стал зани­мать терри­то­рию меж­ду хра­мом Вели­кой мате­ри и Новой доро­гой и от спус­ка Победы до Двор­ца авгу­стов. Ни один источ­ник не опи­сы­ва­ет дво­рец, постро­ен­ный Тибе­ри­ем; все они схо­дят­ся в том, что Тибе­рий мало сде­лал в Риме и един­ст­вен­ны­ми зна­чи­тель­ны­ми его построй­ка­ми были храм Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста и вос­ста­нов­ле­ние теат­ра Пом­пея (Sue­to­nius, Tib. 47). Одна­ко назва­ние «дво­рец Тибе­рия» посто­ян­но встре­ча­ет­ся в исто­рии, и его рас­по­ло­же­ние с видом на форум и Капи­то­лий под­твер­жда­ет­ся Све­то­ни­ем (Vit. 15. 3), Таци­том (Hist. 1. 27) и Плу­тар­хом (Galb. 24. 3). Более того, это имя посто­ян­но употреб­ля­лось до вре­ме­ни состав­ле­ния ката­ло­гов рай­о­нов и встре­ча­ет­ся во мно­гих над­пи­сях.

С само­го нача­ла это, несо­мнен­но, было огром­ное зда­ние, пред­на­зна­чен­ное для сов­ме­ще­ния пуб­лич­ной и част­ной жиз­ни прин­цеп­са. Боль­шая часть цен­траль­но­го бло­ка нико­гда не рас­ка­пы­ва­лась, а боль­шая часть рас­ко­пан­но­го вновь погре­бе­на под пре­крас­ны­ми сада­ми Фар­не­зе XVI в., кото­рые сего­дня дела­ют Пала­тин столь при­ят­ным местом. В цен­тре нахо­дил­ся обшир­ный пря­мо­уголь­ный внут­рен­ний двор, со всех сто­рон окру­жен­ный арка­да­ми, за кото­ры­ми к севе­ро-запа­ду откры­вал­ся ряд ком­нат оди­на­ко­вой глу­би­ны, тогда как к юго-восто­ку нахо­дил­ся отдель­ный ком­плекс куби­кул, рас­по­ло­жен­ных в две линии и откры­ваю­щих­ся в широ­кий цен­траль­ный про­ход. Дру­гие части, веро­ят­но, отно­ся­щи­е­ся к пер­во­на­чаль­но­му соору­же­нию, — это оваль­ный рыб­ный садок, сту­пен­ча­тый внут­ри, и длин­ный ряд ком­нат поза­ди пор­ти­ка с колон­на­ми в юго-запад­ной части, где, как свиде­тель­ст­ву­ет граф­фи­ти, рас­по­ла­га­лась пре­то­ри­ан­ская гвар­дия. Послед­ние поме­ще­ния были пере­стро­е­ны при Нероне.

Самые инте­рес­ные части дома рас­по­ло­же­ны в севе­ро-восточ­ной части и вокруг север­но­го угла. Они посто­ян­но пере­стра­и­ва­лись, осо­бен­но после пожа­ров при Нероне и Тите. Пер­во­на­чаль­но дво­рец Тибе­рия дохо­дил толь­ко до спус­ка Победы, к кото­ро­му мож­но было спу­стить­ся с хол­ма по длин­ной широ­кой лест­ни­це в два про­ле­та. К севе­ро-восто­ку от лест­ни­цы нахо­ди­лась груп­па боль­ших ком­нат, выхо­дя­щих на спуск. Про­чие соору­же­ния, види­мо, были в основ­ном фун­да­мен­та­ми.

На даль­ней сто­роне спус­ка Победы пер­во­на­чаль­но нахо­дил­ся дво­рец Кали­гу­лы, кото­рый после пожа­ра при Нероне был вклю­чен во дво­рец Тибе­рия. В резуль­та­те стро­и­тель­ства двор­ца Кали­гу­лы терри­то­рия, при­над­ле­жав­шая импе­ра­то­рам, ста­ла про­сти­рать­ся до гра­ни­цы фору­ма, а храм Касто­ра и атрий Весты ста­ли вхо­да­ми во дво­рец. Кали­гу­ла очень любил зани­мать место меж­ду бра­тья­ми-близ­не­ца­ми в хра­ме Касто­ра, чтобы ему покло­ня­лись (Sue­to­nius, Ca­lig. 22. 2). Огром­ный и пре­крас­ный вход­ной ком­плекс поза­ди хра­ма Касто­ра был прак­ти­че­ски пол­но­стью уни­что­жен в ходе пере­строй­ки, но в раз­ных местах мож­но обна­ру­жить следы боль­шо­го пря­мо­уголь­но­го бас­сей­на (9 на 26 м) в обшир­ном дво­ре и остат­ки камен­ной клад­ки. Не сохра­ни­лось ника­ких сле­дов зна­ме­ни­то­го моста, по кото­ро­му Кали­гу­ла мог пере­хо­дить с Пала­ти­на к хра­му Юпи­те­ра на Капи­то­лии (Sue­to­nius, Ca­lig. 22. 4); пред­по­ло­жи­тель­но, он был цели­ком из дере­ва и раз­ру­шен сра­зу после смер­ти Кали­гу­лы.

Поле пожа­ра при Нероне во двор­це, види­мо, мно­гое было пере­стро­е­но. Сего­дня наи­бо­лее замет­на пере­ра­бот­ка юго-запад­но­го фаса­да двор­ца и крип­то­пор­ти­ка вдоль юго-запад­ной сто­ро­ны, кото­рый, види­мо, являл­ся частью сети, соеди­няв­шей ряд уже суще­ст­ву­ю­щих и пер­во­на­чаль­но само­сто­я­тель­ных зда­ний с ком­плек­сом Золо­то­го Дома. Он осве­ща­ет­ся через ряд окон в усту­пе сво­да и был укра­шен пре­крас­ной леп­ни­ной. С двор­цом Тибе­рия его свя­зы­ва­ла лест­ни­ца, а на каж­дом кон­це име­лись ответв­ле­ния. Веро­ят­но, в это вре­мя весь дво­рец был пол­но­стью пере­стро­ен, ибо источ­ни­ки схо­дят­ся в том, что во вре­мя пожа­ра Пала­тин был прак­ти­че­ски уни­что­жен.

Вопрос о том, насколь­ко силь­но дво­рец мог постра­дать от пожа­ра при Тите, оста­ет­ся неяс­ным, ибо в то вре­мя мало что было повреж­де­но на Рим­ском фору­ме. Одна­ко Доми­ци­ан постро­ил новый фасад с длин­ной лод­жи­ей с мра­мор­ным пара­пе­том, под­дер­жи­вае­мой кон­со­ля­ми из тра­вер­ти­на вдоль спус­ка Победы и пере­стро­ил вход­ной ком­плекс поза­ди хра­ма Касто­ра, при­дав ему совер­шен­но иную ори­ен­та­цию и воз­ведя огром­ное зда­ние, извест­ное сего­дня как цер­ковь Сан­та-Мария-Анти­ква. Если судить по нему, то стро­и­тель­ство было обшир­ным и нова­тор­ским. Мно­го­чис­лен­ные архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты, отно­ся­щи­е­ся к прав­ле­нию Доми­ци­а­на, сего­дня раз­бро­са­ны по все­му это­му участ­ку.

При Тра­яне здесь про­из­во­ди­лись лишь неболь­шие работы, но при Адри­ане в резуль­та­те широ­ко­мас­штаб­но­го и пре­тен­ци­оз­но­го стро­и­тель­ства фасад зда­ния был выведен на Новую доро­гу; тем самым был создан еди­ный мно­го­этаж­ный архи­тек­тур­ный фон, соеди­нив­ший храм Вене­ры и Ромы с Рим­ским фору­мом. Исхо­дя из доступ­ных сего­дня сведе­ний, очень труд­но уяс­нить что-либо, кро­ме самых общих очер­та­ний замыс­ла Адри­а­на, но, по-види­мо­му, дво­рец дол­жен был быть вели­че­ст­вен­ным, одна­ко не иметь силь­но­го осе­во­го фоку­са, подоб­но после­дую­щим королев­ским двор­цам.

Дво­рец Тибе­рия про­дол­жал исполь­зо­вать­ся как рези­ден­ция импе­ра­то­ров по мень­шей мере при Анто­ни­нах (S. H. A. Ant. Pius 10. 4, M. Aurel. 6. 3, L. Ve­rus 2. 4, 6. 4). Фрон­тон (ad M. Cae­sar 4. 5. 2) и Авл Гел­лий (13. 20. 1) гово­рят о его биб­лио­те­ке как о важ­ном государ­ст­вен­ном учреж­де­нии.

Более или менее систе­ма­ти­че­ские рас­коп­ки про­во­ди­лись в этом ком­плек­се с 1728 г., когда на вер­шине хол­ма было рас­ко­па­но мно­го архи­тек­тур­но­го мате­ри­а­ла (Röm­Mitt 3 [1895]: 266—268 [C. Hül­sen]). Самые интен­сив­ные работы, види­мо, были осу­щест­вле­ны в 1860 и в после­дую­щие годы, одна­ко инфор­ма­ция об откры­ти­ях, сде­лан­ных в то вре­мя, при­скорб­но скуд­на.


Nash 1. 365—374; RendPon­tAcc 48 (1975—1976): 309—313 (E. Mo­na­co); R. Locher and B. Si­gel, eds., Do­mus Ti­be­ria­na: Nuo­ve ri­cer­che, stu­di di res­tau­ro (Ro­me and Zü­rich 1985); Ro­ma, ar­cheo­lo­gia nel centro (1985), 1. 158—169 (C. Krau­se), 170—175 (E. Mo­na­co); Ri­vIs­tArch, ser. 3. 8—9 (1985—1986): 111—117 (E. Rod­ri­guez Al­mei­da); BullCom 91, pt. 2 (1986): 438—470 (A. F. Caio­la, C. Krau­se, et al.); CEFR 98 (1987): 781—798 (C. Krau­se).


Рис. 33. Дво­рец Тибе­рия, общий план с отме­чен­ны­ми участ­ка­ми, недав­но иссле­до­ван­ны­ми Швей­цар­ским инсти­ту­том в Риме.
I — пан­дус Доми­ци­а­на
II — спуск Победы
III — спуск Весты
IV — Новая доро­га
V — лест­ни­ца Фар­не­зе
VI — фасад Доми­ци­а­на
VII — терра­са
VIII — басти­он Фар­не­зе
IX — поди­ум двор­ца
X — ядро двор­ца

Рис. 34. Дво­рец Тибе­рия, общий план с пред­по­ло­жи­тель­ной рекон­струк­ци­ей пер­во­го эта­жа.

Рис. 63. Пала­тин.

См. также:
ДОМ ТИБЕРИЯ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Дом Тиберия (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992.
© 2010 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Панорама Римского форума и прилегающих районов.

Рим, Римский Форум.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
(арка Септимия Севера, храм Кастора и Поллукса, колонна Фоки, базилика Юлия, дом Тиберия).
Рим, Римский Форум.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Весты, Колизей, арка Тита, базилика Юлия, храм Кастора и Поллукса, атрий Весты, дом Тиберия).
Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Весты.

Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Весты.

Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Весты.
Вид из Табулярия.
Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дом Тиберия.

Рим, Палатин.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Дом Тиберия.

Рим, Палатин.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА