Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БА́ЛЬБЫ

Bal­bi,

1) L. Cor­ne­lius Bal­bus про­ис­хо­дил из одно­го семей­ства, при­над­ле­жав­ше­го к посто­ян­ным жите­лям горо­да Гаде­са. Он начал воен­ную служ­бу в вой­ске Кв. Метел­ла Пия, в вой­ну с Сер­то­ри­ем, затем слу­жил под началь­ст­вом Пом­пея, через кото­ро­го полу­чил пра­во граж­дан­ства в 72 г. до Р. Х. Cic. Balb. 8, 19. Пом­пей отли­чал его и в Риме и даже пода­рил ему поме­стье, а при­бли­жен­ный Пом­пея, Фео­фан Мити­лен­ский, усы­но­вил его. Cic. Balb. 18, 41. ad Att. 7, 7, 6. Ему уда­лось при­об­ре­сти и рас­по­ло­же­ние Цеза­ря. Он сопро­вож­дал, в 61 г., пре­то­ра Цеза­ря в Испа­нию в каче­стве prae­fec­tus fab­rum и был его послом в 60 г. при заклю­че­нии три­ум­ви­ра­та. Если Бальб не про­пус­кал, со сво­ей сто­ро­ны, ни одно слу­чая для при­об­ре­те­ния мило­сти у самых могу­ще­ст­вен­ных людей сво­его вре­ме­ни, то и не употреб­лял при этом стрем­ле­нии сво­ем ника­ких пре­до­суди­тель­ных средств. Поэто­му обви­не­ние, под­ня­тое про­тив него из-за даро­ва­ния ему пра­ва граж­дан­ства, направ­ле­но было гораздо более про­тив три­ум­ви­ров, неже­ли про­тив само­го Баль­ба. Его защи­щал Цице­рон, кото­ро­го Бальб под­дер­жи­вал в несча­стии. Бальб, глав­ный пове­рен­ный Цеза­ря, был то в Риме, то в Гал­лии, чтобы наблюдать за инте­ре­са­ми сво­его покро­ви­те­ля, и, когда борь­ба меж­ду Цеза­рем и Пом­пе­ем сде­ла­лась неиз­беж­ной (50 г.), он ста­рал­ся, хотя без­успеш­но, скло­нить на сто­ро­ну пер­во­го вли­я­тель­но­го ора­то­ра Цице­ро­на. При нача­ле борь­бы Цезарь оста­вил его, по его жела­нию, в Риме, при­чем Бальб, как вид­но из его пере­пис­ки с Цице­ро­ном, ста­рал­ся побудить это­го послед­не­го взять на себя посред­ни­че­ство меж­ду обо­и­ми про­тив­ни­ка­ми. Лишь после бег­ства Пом­пея, кото­ро­му Бальб был издав­на обя­зан, он стал дей­ст­во­вать еще реши­тель­нее в поль­зу Цеза­ря и домо­гать­ся выс­ших долж­но­стей и выхло­потал у Цеза­ря про­ще­ние Цице­ро­ну. Его сила и вли­я­ние были зна­чи­тель­ны­ми, так как Цезарь одоб­рял все его дей­ст­вия. Cic. ad Att. 10, 11, 4. 11, 6, 3. ad fam. 6, 8, 1. По смер­ти Цеза­ря Бальб при­мкнул к Окта­виа­ну. Cic. ad Att. 14, 10, 3. По сохра­нив­ше­му­ся спис­ку кон­су­лов (fas­ti con­su­la­res), он сде­лал­ся кон­су­лом в 40 г. вме­сте с Каниди­ем Крас­сом, по сме­ще­нии избран­ных перед тем кон­су­лов. Год его смер­ти неиз­ве­стен. Кро­ме сохра­нив­ших­ся до нас писем его к Цице­ро­ну, он, по неко­то­рым изве­сти­ям, соста­вил досто­при­ме­ча­тель­но­сти из жиз­ни Цеза­ря (Suet. Caes. 81), рав­но как и днев­ник (ephe­me­ris) (Si­don. Apoll. 9, 14);

2) L. Bal­bus, из Гаде­са, пле­мян­ник преды­ду­ще­го, назы­вае­мый Млад­шим, в отли­чие от сво­его дяди, участ­во­вал в вой­нах Цеза­ря в Егип­те и в Испа­нии, сде­лал­ся за это пон­ти­фи­ком (Vell. Pat. 2, 51. Cic. ad Att. 8, 9, 4) и в 40 г. был кве­сто­ром при Ази­нии Пол­ли­оне. Его род­ной город обя­зан ему рас­ши­ре­ни­ем сво­их пре­де­лов и устрой­ст­вом без­опас­ной гава­ни; но он обра­щал­ся со сво­и­ми сограж­да­на­ми так про­из­воль­но и насиль­ст­вен­но, что ему при­шлось бежать от их яро­сти в Афри­ку. В 19 г. он сно­ва высту­пил на сце­ну, раз­бил, в каче­стве про­кон­су­ла, гара­ман­тов в Афри­ке, полу­чил три­умф пер­вый из нерим­лян и в 13 г. постро­ил в Риме театр. Даль­ней­ших сведе­ний о нем не име­ет­ся;

3) T. Am­pius Bal­bus, народ­ный три­бун в 62 г. до Р. Х. По его пред­ло­же­нию ста­ли ока­зы­вать­ся Пом­пею осо­бые поче­сти при появ­ле­нии его в теат­ре и в цир­ке. Он был в боль­шой друж­бе с Цице­ро­ном, кото­рый выхло­потал у Цеза­ря для него поз­во­ле­ние вер­нуть­ся из изгна­ния по смер­ти Пом­пея. Он зани­мал так­же и пре­тор­скую долж­ность. Cic. ad fam. 1, 3. Vell. Pat. 2, 40;

4) M. At­tius Bal­bus, см. At­tii, 4.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 201—202.
См. по теме: ЭР, ЕР • ЭТЕОБУТАДЫ, ЕТЕОБУТАДЫ • ЭПОРЕДОРИГ, ЕПОРЕДОРИГ • ДУКЕТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Марка Нония Бальба.
Мрамор. 2-я половина I в. до н. э. Голова работы XVIII в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Марка Нония Бальба.
Мрамор.
2-я половина I в. до н. э. Голова работы нач. XIX в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бальб-отец.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Марка Нония Бальба (деталь).
Мрамор. 2-я половина I в. до н. э. Голова работы XVIII в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. НАДПИСИ. Рим.
Посвятительная надпись.
Тибуртинский камень.
15 г. н. э.
CIL VI 31543 = ILS 5893.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Дворик Микеланджело.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный монумент семейства Волумниев.
Цоколь из трахита, эдикула из известняка.
Эпоха Августа.
Падуя, Археологический музей.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Геркуланум: вид на террасу с погребальным алтарем и статуей Марка Нония Бальба.

Геркуланум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Вид на террасу с погребальным алтарем и почетной статуей Марка Нония Бальба.
I в. н. э.
Геркуланум.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Погребальный алтарь и почетная статуя Марка Нония Бальба.
I в. н. э.
Геркуланум.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Марка Нония Бальба.
Мрамор.
2-я половина I в. до н. э. Голова работы нач. XIX в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА