Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БАСАНИ́СТ

Βα­σανισ­τής. В Афи­нах при­ме­ня­лась к рабам пыт­ка, как сред­ство для добы­чи пока­за­ний, не толь­ко в том слу­чае, когда они сами обви­ня­лись в каком-либо пре­ступ­ле­нии, но и тогда, когда пред­по­ла­га­лось, что они мог­ли пока­зать про­тив кого-либо дру­го­го. Без пыт­ки нель­зя было обой­тись, т. к. рабы, по атти­че­ско­му пра­ву, не мог­ли высту­пать в каче­стве свиде­те­лей. При этом дела­лось обык­но­вен­но так, что или пред­ла­га­ли на пыт­ку соб­ст­вен­ных рабов, или при­гла­ша­ли про­тив­ни­ка отдать (πα­ραδοῦ­ναι) на пыт­ку при­над­ле­жа­щих ему рабов; такой вызов назы­вал­ся πρόκ­λη­σις (προ­καλεῖσ­θαι). Меж­ду обе­и­ми тяжу­щи­ми­ся сто­ро­на­ми заклю­ча­лись тогда усло­вия фор­маль­ным кон­трак­том, кото­рый тоже назы­вал­ся πρόκ­λη­σις. Люди, кото­рые руко­во­ди­ли пыт­кой и оце­ни­ва­ли при­чи­нен­ные ею рабам повреж­де­ния, назы­ва­лись βα­σανισ­ταί. Баса­ни­сты запи­сы­ва­ли пока­за­ния рабов, чтобы пред­ста­вить их в суд как дока­за­тель­ства; или же дело окан­чи­ва­лось без даль­ней­ше­го судеб­но­го про­из­вод­ства и в этом слу­чае βα­σανισ­τής решал дело в каче­стве тре­тей­ско­го судьи (διαιτη­τής), разу­ме­ет­ся осно­вы­ва­ясь на пока­за­ни­ях рабов. Ино­гда пыт­ка пору­ча­лась обще­ст­вен­ным рабам, содер­жи­мым нароч­но для этой цели. Граж­да­нин мог быть под­верг­нут пыт­ке не ина­че как на осно­ва­нии осо­бен­но­го народ­но­го реше­ния. Isocr. tra­pez. 15. De­mo­sch. Pan­taen. 40. Meier и Schoe­mann, att. Pro­cess, стр. 680.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 204.
См. по теме: ЭПЕВНАКТЫ, ЭПЕЙНАКТЫ, ЕПЕЙНАКТЫ • ЭФЕБ, ЕФЕБ • АКВЕГАУСТ • АНХИСТИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА