С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

АРКА КОНСТАНТИНА


Арка была постро­е­на на Три­ум­фаль­ной доро­ге в 315 г. н. э. в честь импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на. Она долж­на была уве­ко­ве­чить память о победе на Миль­вий­ском мосту; кро­ме того, воз­веде­ние арки было при­уро­че­но к празд­но­ва­нию деся­ти­лет­не­го пре­бы­ва­ния Кон­стан­ти­на на троне. В арке три фор­ник­са — боль­шой цен­траль­ный и два боко­вых, помень­ше. Свер­ху рас­по­ло­жен высо­кий фрон­тон. Пожа­луй самым изу­ми­тель­ным и слож­ным эле­мен­том соору­же­ния явля­ет­ся рельеф­ная работа по мра­мо­ру, покры­ваю­щая всю поверх­ность арки. Чтобы при прав­ле­нии Кон­стан­ти­на завер­шить чет­кий и про­стой про­ект арки, реше­но было исполь­зо­вать мате­ри­ал, пошед­ший на воз­веде­ние дру­гих памят­ни­ков. Рядом с релье­фа­ми, испол­нен­ны­ми при Кон­стан­тине, сосед­ст­ву­ют ста­туи вре­мен Тра­я­на, Адри­а­на и Мар­ка Авре­лия, в резуль­та­те чего в одном мону­мен­те обра­зо­ва­лось сме­ше­ние сти­лей раз­ных эпох. Это не будет выглядеть стран­ным, если при­нять во вни­ма­ние, какое посла­ние импе­ра­тор соби­рал­ся оста­вить потом­кам. Дей­ст­ви­тель­но, раз­ные обра­зы нахо­дят­ся в рус­ле идеи, в соот­вет­ст­вии с кото­рой Кон­стан­тин зани­ма­ет цен­траль­ное место в исто­рии Импе­рии, про­дол­жая поли­ти­ку пред­ше­ст­вен­ни­ков и вно­ся в нее новые чер­ты, ина­че гово­ря, вопло­щая бла­го­род­ные прин­ци­пы рестав­ра­ции, кото­рым он сле­до­вал. Арка, самый тра­ди­ци­он­ный памят­ник у рим­лян, была пред­на­зна­че­на отме­тить его победы, гаран­ти­ро­вать и уза­ко­нить ту власть, ухо­див­шую кор­ня­ми в про­шлое, пол­ное войн, три­ум­фов, сла­вы и согла­сия.

Нам извест­но, откуда появи­лись на арке все эти скульп­ту­ры: четы­ре пане­ли Тра­я­на (две в глав­ном про­еме и две по корот­ким сто­ро­нам) были частью еди­но­го непре­рыв­но­го релье­фа из бази­ли­ки Уль­пия, нахо­див­шей­ся на фору­ме Тра­я­на, так же как ста­туи дак­ских плен­ни­ков; восемь пане­лей Авре­лия (две на обе­их длин­ных сто­ро­нах) взя­ты с арки, кото­рую воз­ве­ли в честь побед Мар­ка Авре­лия над гер­ман­ски­ми пле­ме­на­ми и кото­рая сто­я­ла на склоне Капи­то­лия. Фигу­ры боги­ни Победы, божеств рек и вре­мен года, меда­льо­ны на корот­ких сто­ро­нах арки и фриз, зани­маю­щий по высо­те поло­ви­ну фрон­то­на на боко­вых сто­ро­нах арки и посвя­щен­ный вели­ким исто­ри­че­ским собы­ти­ям — все это отно­сит­ся ко вре­ме­ни прав­ле­ния Кон­стан­ти­на.

Общая орга­ни­за­ция худо­же­ст­вен­но­го реше­ния осно­ва­на на гар­мо­нич­ных пере­хо­дах из одной темы в дру­гую, на слож­ной систе­ме сим­мет­рии и свя­зей. На южной сто­роне, обра­щен­ной от горо­да, изо­бра­же­ны воен­ные эпи­зо­ды, а на север­ной, обра­щен­ной к Коли­зею, — кар­ти­ны мир­ной жиз­ни и обще­ст­вен­ные дея­ния импе­ра­то­ра.

Послед­ние иссле­до­ва­ния памят­ни­ка пока­за­ли, что арку не воз­во­ди­ли по чер­те­жу. Ряд откры­тий гово­рит о том, что Кон­стан­тин исполь­зо­вал для арки уже гото­вое соору­же­ние. Воз­ник­ла тео­рия, что арка, у кото­рой пер­во­на­чаль­но был один про­ем, была воз­веде­на в эпо­ху Фла­ви­ев (воз­мож­но, ее постро­и­ли в честь Доми­ци­а­на) и потом лишь пере­стро­е­на, и в ней про­де­ла­ны боко­вые про­емы. Воз­мож­но, самое глав­ное, что уда­лось уста­но­вить, изу­чая ранее исполь­зо­ван­ные пли­ты, заклю­ча­ет­ся в том, что меда­льо­ны, укреп­лен­ные на глав­ных сто­ро­нах арки, ранее не исполь­зо­ва­лись в дру­гих соору­же­ни­ях, а при­над­ле­жа­ли памят­ни­ку, вто­рая ста­дия соору­же­ния кото­ро­го про­ис­хо­ди­ла при Адри­ане. Кон­стан­тин, таким обра­зом, исполь­зо­вал эту арку как осно­ву кон­струк­ции, кото­рую изме­нил и допол­нил новы­ми эле­мен­та­ми. По-дру­го­му обсто­я­ло дело с фри­за­ми Тра­я­на, кото­рые сня­ли с дру­го­го мону­мен­та и уста­но­ви­ли на арке Кон­стан­ти­на.

См. также:
Арка Константина (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 134—137.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бог Сол в квадриге.
Рельеф на арке Константина, тондо на короткой восточной стороне.
312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отъезд императора из Рима (profectio).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Обращение императора к солдатам (adlocutio).
Рельеф на южной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крылатая Виктория и пленный варвар.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Богиня Луна в биге.
Рельеф на арке Константина, тондо на короткой западной стороне.
312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора (clementia).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пленные варвары перед императором.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена люстрации.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА