Арка Константина (Arcus Constantini) была воздвигнута сенатом в честь Константина, чтобы увековечить его победу над Максенцием в 312 г. н. э., как сообщает надпись на аттике (CIL. VI. 1139). Строительство завершилось в 315—
Илл. 5. Арка Константина. Из книги: Platner. Ancient Rome. P. 67. |
1) Два рельефа на боковых сторонах арки и ещё два на откосах центрального арочного прохода, изображающие сражения римлян с даками, ранее составляли единый фриз, который, как предполагается, украшал стену, ограждающую форум Траяна, и может датироваться правлением Домициана(2), хотя Сивекинг возвращается к традиционному мнению о том, что они созданы при Траяне(3).
с.37 2) Восемь статуй даков из павонацетто (фригийского мрамора) на карнизе перед аттиком, каждая из которых стоит над колонной из жёлтого мрамора (и на каждой надпись «на арку», Ad Arcum, CIL. VI. 36617), несомненно происходят с форума Траяна, где были найдены похожие статуи (Ватиканские музеи, Новое крыло, 9, 127; ср. Кьярамонти 356; Британский музей 1770). Одна из статуй на арке является репродукцией в белом мраморе(4), а у остальных реставрированы руки и головы. Две оригинальные головы в белом мраморе, вероятно, хранятся в Ватикане (Новое крыло 118, Зал бюстов 329).
3) Круглые медальоны над боковыми арками, по четыре на каждой стороне, попеременно изображающие императора в сценах жертвоприношений и охоты, вызывают много споров. Исследователи относили их к храму Рода Флавиев или к какому-то памятнику эпохи Флавиев и предполагали, что их повторно использовал Клавдий Готский(5). Но недавно критики опознали на некоторых из них Антиноя и отнесли их к правлению Адриана(6), хотя Хюльзен считает, что медальоны без нимба датируются более ранним временем(7) и относятся к правлению Адриана, тогда как остальные четыре медальона (со стороны Колизея) он датирует правлением Филиппа Араба. Высказывалось также предположение, что прототипом для изображённой на них статуи Аполлона мог послужить Аполлон Актийский из храма на Палатине(8).
4) Восемь прямоугольных рельефов на аттике(9). Ещё три рельефа из той же серии1 хранятся во Дворце Консерваторов(10) и относятся к арке, возведённой в 176 г. н. э. в честь побед Марка Аврелия в войнах против сарматов и германцев. На них изображено вступление императора в Рим, совершение им жертвоприношения, обращение солдат к императору и т. д.
К правлению Константина относятся: рельефы на пьедесталах восьми колонн с изображением побед, легионеров и пленных, низкий фриз над боковыми проходами и на боковых сторонах арки, два круглых медальона на боковых сторонах арки с изображением захода луны и восхода солнца(11); Виктории и речные боги в антревольтах и восемь портретных бюстов в боковых проходах.
На фризе представлены эпизоды из жизни Константина: подвиги под командованием Галерия в Азии, триумф над франками и алеманами в Августе Треверов, взятие Сусы, победа над Максенцием, обращение (allocutio) с ростр и раздачи (largitio); повреждение скульптурных голов можно связать с реакцией при Симмахе(12).
с.38 Легионные значки эпохи Константина, изображённые на арке, исследовал Моначи(13). Теория Фротингема(14) о том, что арка изначально была посвящена Домициану, а после проклятия его памяти (damnatio memoriae) была лишена украшений и стояла в руинах, пока Константин не использовал её в собственных целях, не нашла всеобщего признания(15).
Среди многих аргументов против этой теории указывается следующее: 1) среди мраморных блоков, использованных внутри аттика, есть блок карниза, датируемый не ранее правления Домициана(16); 2) кирпичная кладка в аттике датируется правлением Константина.
Можно отметить присутствие на арке многоцветного мрамора и позолоты, а также, помимо уже упомянутого, использование порфира: им окружены круглые медальоны и из него сделан пояс главного карниза.
В новейшей статье на эту тему2 показано, что рельеф Гатериев не может служить аргументом в пользу теории Фротингема. «Если на нём изображена арка, стоявшая между аркой Тита и Колизеем, то она была одинарной, с восемью колоннами». Кроме того, весь карниз составлен из отдельных фрагментов, и грубым подражанием ему является антаблемент над колоннами, а медальоны размещены небрежно(17).
См. также:
Rossini L. Gli archi trionfali onorarii e funebri degli antichi romani sparsi per tutta Italia disegnati. Roma, 1836. P. 67—
Reinach S. Répertoire de reliefs grecs et romains. T. 1. Les ensembles. Paris, 1909. P. 238—
Jordan H. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. 1. 3 / Hsg. Ch. Hülsen. Berlin, 1906. S. 25—
D’Espouy H. Fragments de l’architecture antique. Vol. 1. Paris, 1896. P. 96;
Anderson W. J., Spiers R. Ph., Ashby T. The Architecture of Ancient Rome. London, 1927. P. 120.
ПРИМЕЧАНИЯ