С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

Арка Кон­стан­ти­на (Ar­cus Con­stan­ti­ni) была воз­двиг­ну­та сена­том в честь Кон­стан­ти­на, чтобы уве­ко­ве­чить его победу над Мак­сен­ци­ем в 312 г. н. э., как сооб­ща­ет над­пись на атти­ке (CIL. VI. 1139). Стро­и­тель­ство завер­ши­лось в 315—316 гг. н. э., судя по упо­ми­на­нию деся­ти­лет­не­го юби­лея прав­ле­ния (de­cen­na­lia) в над­пи­сях на боко­вых арках; и Грос­си-Гон­ди высту­па­ет за 316 г., посколь­ку в 315 г. Кон­стан­тин в чет­вёр­тый раз зани­мал кон­суль­ство, одна­ко над­пи­си о нём умал­чи­ва­ют. Арка не упо­мя­ну­та ни в одном лите­ра­тур­ном источ­ни­ке. Она сто­ит в нача­ле доро­ги, кото­рая пере­се­ка­ет доли­ну меж­ду Пала­ти­ном и Цели­ем от Коли­зея к юго-восточ­но­му углу Боль­шо­го цир­ка и кото­рую часто (хоть и без­осно­ва­тель­но) назы­ва­ют Три­ум­фаль­ной доро­гой (via Tri­um­pha­lis). Одна­ко эта доро­га не про­хо­дит через арку и даже про­ло­же­на на несколь­ко более низ­ком уровне, хотя и не настоль­ко, чтобы пеше­хо­дам потре­бо­ва­лись сту­пе­ни, чтобы про­гу­лять­ся под аркой(1). Ароч­ные про­хо­ды и про­стран­ство вокруг арки вымо­ще­ны тра­вер­ти­ном. Арка постро­е­на из бело­го мра­мо­ра; её высота 21 м, шири­на 25,7 м, глу­би­на 7,4 м; высота цен­траль­но­го ароч­но­го про­хо­да 11,5 м, шири­на 6,5 м; высота двух боко­вых арок 7,4 м, а шири­на 3,36 м. Меж­ду ароч­ны­ми про­хо­да­ми и по углам сто­ят восемь кан­не­ли­ро­ван­ных коринф­ских колонн из жёл­то­го мра­мо­ра: одна из них была пере­не­се­на в Лате­ран, но про­чие семь оста­ют­ся на местах; их, несо­мнен­но, сня­ли с дру­гих зда­ний. Скульп­ту­ры, кото­ры­ми укра­ше­на арка, отно­сят­ся к несколь­ким раз­ным пери­о­дам (илл. 5).


Илл. 5. Арка Кон­стан­ти­на. Из кни­ги: Plat­ner. An­cient Ro­me. P. 67.

1) Два релье­фа на боко­вых сто­ро­нах арки и ещё два на отко­сах цен­траль­но­го ароч­но­го про­хо­да, изо­бра­жаю­щие сра­же­ния рим­лян с дака­ми, ранее состав­ля­ли еди­ный фриз, кото­рый, как пред­по­ла­га­ет­ся, укра­шал сте­ну, ограж­даю­щую форум Тра­я­на, и может дати­ро­вать­ся прав­ле­ни­ем Доми­ци­а­на(2), хотя Сиве­кинг воз­вра­ща­ет­ся к тра­ди­ци­он­но­му мне­нию о том, что они созда­ны при Тра­яне(3).

с.37 2) Восемь ста­туй даков из паво­на­цет­то (фри­гий­ско­го мра­мо­ра) на кар­ни­зе перед атти­ком, каж­дая из кото­рых сто­ит над колон­ной из жёл­то­го мра­мо­ра (и на каж­дой над­пись «на арку», Ad Ar­cum, CIL. VI. 36617), несо­мнен­но про­ис­хо­дят с фору­ма Тра­я­на, где были най­де­ны похо­жие ста­туи (Вати­кан­ские музеи, Новое кры­ло, 9, 127; ср. Кья­ра­мон­ти 356; Бри­тан­ский музей 1770). Одна из ста­туй на арке явля­ет­ся репро­дук­ци­ей в белом мра­мо­ре(4), а у осталь­ных реста­ври­ро­ва­ны руки и голо­вы. Две ори­ги­наль­ные голо­вы в белом мра­мо­ре, веро­ят­но, хра­нят­ся в Вати­кане (Новое кры­ло 118, Зал бюстов 329).

3) Круг­лые меда­льо­ны над боко­вы­ми арка­ми, по четы­ре на каж­дой сто­роне, попе­ре­мен­но изо­бра­жаю­щие импе­ра­то­ра в сце­нах жерт­во­при­но­ше­ний и охоты, вызы­ва­ют мно­го спо­ров. Иссле­до­ва­те­ли отно­си­ли их к хра­му Рода Фла­ви­ев или к како­му-то памят­ни­ку эпо­хи Фла­ви­ев и пред­по­ла­га­ли, что их повтор­но исполь­зо­вал Клав­дий Гот­ский(5). Но недав­но кри­ти­ки опо­зна­ли на неко­то­рых из них Анти­ноя и отнес­ли их к прав­ле­нию Адри­а­на(6), хотя Хюль­зен счи­та­ет, что меда­льо­ны без ним­ба дати­ру­ют­ся более ран­ним вре­ме­нем(7) и отно­сят­ся к прав­ле­нию Адри­а­на, тогда как осталь­ные четы­ре меда­льо­на (со сто­ро­ны Коли­зея) он дати­ру­ет прав­ле­ни­ем Филип­па Ара­ба. Выска­зы­ва­лось так­же пред­по­ло­же­ние, что прото­ти­пом для изо­бра­жён­ной на них ста­туи Апол­ло­на мог послу­жить Апол­лон Актий­ский из хра­ма на Пала­тине(8).

4) Восемь пря­мо­уголь­ных релье­фов на атти­ке(9). Ещё три релье­фа из той же серии1 хра­нят­ся во Двор­це Кон­сер­ва­то­ров(10) и отно­сят­ся к арке, воз­ведён­ной в 176 г. н. э. в честь побед Мар­ка Авре­лия в вой­нах про­тив сар­ма­тов и гер­ман­цев. На них изо­бра­же­но вступ­ле­ние импе­ра­то­ра в Рим, совер­ше­ние им жерт­во­при­но­ше­ния, обра­ще­ние сол­дат к импе­ра­то­ру и т. д.

К прав­ле­нию Кон­стан­ти­на отно­сят­ся: релье­фы на пьеде­ста­лах вось­ми колонн с изо­бра­же­ни­ем побед, леги­о­не­ров и плен­ных, низ­кий фриз над боко­вы­ми про­хо­да­ми и на боко­вых сто­ро­нах арки, два круг­лых меда­льо­на на боко­вых сто­ро­нах арки с изо­бра­же­ни­ем захо­да луны и вос­хо­да солн­ца(11); Вик­то­рии и реч­ные боги в антре­воль­тах и восемь порт­рет­ных бюстов в боко­вых про­хо­дах.

На фри­зе пред­став­ле­ны эпи­зо­ды из жиз­ни Кон­стан­ти­на: подви­ги под коман­до­ва­ни­ем Гале­рия в Азии, три­умф над фран­ка­ми и але­ма­на­ми в Авгу­сте Тре­ве­ров, взя­тие Сусы, победа над Мак­сен­ци­ем, обра­ще­ние (al­lo­cu­tio) с ростр и разда­чи (lar­gi­tio); повреж­де­ние скульп­тур­ных голов мож­но свя­зать с реак­ци­ей при Сим­ма­хе(12).

с.38 Леги­он­ные знач­ки эпо­хи Кон­стан­ти­на, изо­бра­жён­ные на арке, иссле­до­вал Мона­чи(13). Тео­рия Фро­тин­ге­ма(14) о том, что арка изна­чаль­но была посвя­ще­на Доми­ци­а­ну, а после про­кля­тия его памя­ти (dam­na­tio me­mo­riae) была лише­на укра­ше­ний и сто­я­ла в руи­нах, пока Кон­стан­тин не исполь­зо­вал её в соб­ст­вен­ных целях, не нашла все­об­ще­го при­зна­ния(15).

Сре­ди мно­гих аргу­мен­тов про­тив этой тео­рии ука­зы­ва­ет­ся сле­дую­щее: 1) сре­ди мра­мор­ных бло­ков, исполь­зо­ван­ных внут­ри атти­ка, есть блок кар­ни­за, дати­ру­е­мый не ранее прав­ле­ния Доми­ци­а­на(16); 2) кир­пич­ная клад­ка в атти­ке дати­ру­ет­ся прав­ле­ни­ем Кон­стан­ти­на.

Мож­но отме­тить при­сут­ст­вие на арке мно­го­цвет­но­го мра­мо­ра и позо­лоты, а так­же, поми­мо уже упо­мя­ну­то­го, исполь­зо­ва­ние пор­фи­ра: им окру­же­ны круг­лые меда­льо­ны и из него сде­лан пояс глав­но­го кар­ни­за.

В новей­шей ста­тье на эту тему2 пока­за­но, что рельеф Гате­ри­ев не может слу­жить аргу­мен­том в поль­зу тео­рии Фро­тин­ге­ма. «Если на нём изо­бра­же­на арка, сто­яв­шая меж­ду аркой Тита и Коли­зе­ем, то она была оди­нар­ной, с восе­мью колон­на­ми». Кро­ме того, весь кар­низ состав­лен из отдель­ных фраг­мен­тов, и гру­бым под­ра­жа­ни­ем ему явля­ет­ся антаб­ле­мент над колон­на­ми, а меда­льо­ны раз­ме­ще­ны небреж­но(17).


См. так­же:
Ros­si­ni L. Gli ar­chi trion­fa­li ono­ra­rii e fu­neb­ri deg­li an­ti­chi ro­ma­ni spar­si per tut­ta Ita­lia di­seg­na­ti. Ro­ma, 1836. P. 67—73;
Rei­nach S. Ré­per­toi­re de re­liefs grecs et ro­mains. T. 1. Les en­sembles. Pa­ris, 1909. P. 238—257;
Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. 3 / Hsg. Ch. Hül­sen. Ber­lin, 1906. S. 25—28;
D’Es­pouy H. Frag­ments de l’ar­chi­tec­tu­re an­ti­que. Vol. 1. Pa­ris, 1896. P. 96;
An­der­son W. J., Spiers R. Ph., Ashby T. The Ar­chi­tec­tu­re of An­cient Ro­me. Lon­don, 1927. P. 120.

См. также:
АРКА КОНСТАНТИНА (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Одна­ко Сиве­кинг (Sie­ve­king J. Op. cit. S. 34), отно­сит эти три релье­фа к дру­гой (и гораздо более ран­ней) арке того же импе­ра­то­ра; ср. так­же: Michon É. Les bas-re­liefs his­to­ri­ques ro­mains du Mu­sée, du Louv­re // Mo­nu­ments et mé­moi­res de la Fon­da­tion Eugè­ne Piot. T. 17. 1909. P. 229—250.
  • 2В поль­зу гипо­те­зы, что арка была постро­е­на до прав­ле­ния Кон­стан­ти­на, не выдви­ну­то ника­ких убеди­тель­ных аргу­мен­тов.
  • (1)Hül­sen Ch. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom // MDAIR. Bd. 6. 1891. S. 92.
  • (2)Pe­ter­sen E. Rez. zu: Brunn H., Bruck­mann F. Denkmä­ler grie­chi­scher und rö­mi­scher Skulptur // Neue Jahrbü­cher für das Klas­si­sche Al­ter­tum, Ge­schich­te und deutsche Li­te­ra­tur. Jg. 9. Bd. 17. 1906. S. 522; Strong E. La Scul­tu­ra Ro­ma­na da Augus­to a Cos­tan­ti­no. Fi­ren­ze, 1924—1926. P. 135, 151, n. 17; S. R. Rev of: Strong E. La Scul­tu­ra Ro­ma­na da Augus­to a Cos­tan­ti­no // Re­vue Ar­chéo­lo­gi­que. T. 20. 1924. P. 365.
  • (3)Sie­ve­king J. Das rö­mi­sche Re­lief // Festschrift für P. Arndt. Mün­chen, 1925. S. 36.
  • (4)О её тор­се см.: A Ca­ta­lo­gue of the An­cient Sculptu­res pre­ser­ved in the Mu­ni­ci­pal Col­lec­tions of Ro­me. The Sculptu­res of Mu­seo Ca­pi­to­li­no / Ed. H. S. Jones. Ox­ford, 1912. At­rio No. 21.
  • (5)Jones H. S. No­tes on Ro­man His­to­ri­cal Sculptu­res // PBSR. Vol. 3. 2. 1905. P. 229—251.
  • (6)Sie­ve­king J. Die Me­dail­lons am Konstan­tin­bo­gen // MDAIR. Bd. 22. 1907. S. 345—360; Bie­ber M. Die Me­dail­lons am Konstan­tin­bo­gen // MDAIR. Bd. 26. 1911. S. 214—237; Leh­mann K. Zum Re­liefschmuck des Konstan­tinsbo­gens // MDAIR. Bd. 35. 1920. S. 143—151; Sie­ve­king J. Die Me­dal­lions am Con­stan­tinsbo­gen // Ber­li­ner Phi­lo­lo­gi­sche Wochenschrift. Bd. 31. 1911. Sp. 1239; Bul­le H. Ein Jagddenkmal des Kai­sers Had­rian // Jahrbuch des Deutschen Ar­chäo­lo­gi­schen Insti­tuts. Bd. 34. 1919. S. 144 f.; Mo­nu­men­ti an­ti­chi pubbli­ca­ti per cu­ra del­la R. Ac­ca­de­mia dei Lin­cei. Vol. 29. 1923. P. 177; Rei­nach S., Stud­niczka F. Les têtes des mé­dail­lons de l’arc de Con­stan­tin à Ro­me // Re­vue Ar­chéo­lo­gi­que. T. 15. 1910. P. 118—131; Strong E. Op. cit. P. 217—224.
  • (7)Wil­pert G. Le scul­tu­re del fre­gio dell’Ar­co trion­fa­le di Cos­tan­ti­no // BCAR. An. 50. 1922. P. 15, n. 5.
  • (8)Strong E. Op. cit. P. 235, n. 18.
  • (9)Jones H. S. Op. cit. P. 251—268.
  • (10)A Ca­ta­lo­gue of the An­cient Sculptu­res pre­ser­ved in the Mu­ni­ci­pal Col­lec­tions of Ro­me. The Sculptu­res of the Mu­seo dei Con­ser­va­to­ri. Ox­ford, 1926. Sca­la II. 4, 7, 10.
  • (11)Strong E. Ro­man Sculptu­re from Augus­tus to Con­stan­ti­ne. Lon­don, 1907. P. 330, 331; Strong E. Scul­tu­ra Ro­ma­na… P. 331—341.
  • (12)Wil­pert G. Op. cit. P. 13, кото­рый, веро­ят­но, прав; см.: The Year’s Work in Clas­si­cal Stu­dies, 1922—1923 / Ed. D. S. Ro­bertson. Lon­don, 1923. P. 98; Ro­denwaldt G. Eine spä­tan­ti­ke Kunstströ­mung in Rom // MDAIR. Bd. 36—37. 1921—1922. S. 75—79; Mo­na­ci A. La vit­to­ria egi­zia­na del 295 a. C. nel fre­gio dell’Ar­co di Cos­tan­ti­no // BCAR. An. 53. 1925. P. 82—95; хотя Уэйс отно­сит этот фриз к како­му-то памят­ни­ку Мак­сен­ция: Wace A. J. B. Stu­dies in Ro­man His­to­ri­cal Re­liefs // PBSR. Vol. 4. 3. 1907. P. 270—276.
  • (13)Mo­na­ci A. Nuo­vi stu­di sull’Ar­co di Cos­tan­ti­no // Dis­ser­ta­zio­ni del­la Pon­ti­fi­cia Ac­ca­de­mia Ro­ma­na di Ar­cheo­lo­gia. Ser. 2. Vol. 9. 1907. P. 1—23; idem. Di una ra­ra in­seg­na le­gio­na­ria scol­pi­ta sull’Ar­co di Cos­tan­ti­no // ibid. Ser. 2. Vol. 13. 1918. P. 131; idem. Di uno scu­do con emble­ma le­gio­na­rio scol­pi­to nell’Ar­co di Cos­tan­ti­no // ibid. Ser. 2. Vol. 14. 1920. P. 281; idem. La Pa­les­ti­na ed il la­ba­ro e le scul­tu­re dell’Ar­co di Cos­tan­ti­no // Nuo­vo Bul­let­ti­no di Ar­cheo­lo­gia Cris­tia­na. 1907. Fasc. 1—2. P. 55—61; idem. Gli ar­chi trion­fa­li di Ti­to, Set­ti­mio Se­ve­ro e Cos­tan­ti­no // Gior­na­le Ar­ca­di­co di scien­ze, let­te­re ed ar­ti. S. 4. N. 4. 1906. P. 590—595, 664—671; idem. La vit­to­ria egi­zia­na… P. 82.
  • (14)Fro­thingham A. L. Who Built the Arch of Con­stan­ti­ne? // AJA. Vol. 16. 3. 1912. P. 368 f.; Vol. 17. 4. 1913. P. 487 f.; Vol. 19. 1915. P. 1 f.; 367 f.
  • (15)Gros­si-Gon­di F. L’Ar­co di Cos­tan­ti­no. Ro­ma, 1913; Ma­ruc­ci O. Re­so­con­to del­le adu­nan­ze del­la Pon­ti­fi­cia Ac­ca­de­mia Ro­ma­na di Ar­cheo­lo­gia dal Di­cembre 1912 all’ Ap­ri­le 1914 // Dis­ser­ta­zio­ni del­la Pon­ti­fi­cia Ac­ca­de­mia Ro­ma­na di Ar­cheo­lo­gia. Ser. 2. Vol. 11. 1914. P. 169—172.
  • (16)Ashby T. Six­teenth-Cen­tu­ry Drawings of Ro­man Buil­dings: Attri­bu­ted to Andreas Co­ner // PBSR. Vol. 2. 1904. P. 51. No. 105 a; ср. Vol. 6. 5. 1913. P. 207; The Year’s Work in Clas­si­cal Stu­dies, 1923—1924 / Ed. D. S. Ro­bertson. Lon­don, 1924. P. 106.
  • (17)Wal­ton A. The Da­te of the Arch of Con­stan­ti­ne // MAAR. Vol. 4. 1924. P. 170—180.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Arcus Constantini, с. 36—38.
    © 2021 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Августа •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Амфитеатр Флавиев (Колизей) и арка Константина.
    Художник Антонио Каналетто (1697—1768).
    Аукционный дом Кристи.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Бог Сол в квадриге.
    Рельеф на арке Константина, тондо на короткой восточной стороне.
    312—315 гг.
    Рим, Арка Константина.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Раздача денег народу (congiarium, liberalitas).
    Рельеф на северной стороне.
    Мрамор.
    175—196 гг.
    Рим, Арка Константина.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Сцена люстрации.
    Рельеф на аттике южной стороны.
    Мрамор. 175—196 гг.
    Рим, Арка Константина.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Константина.
    Северная сторона.
    312—315 гг.
    Рим, Арка Константина.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Константина (аттик на северной стороне).
    Мрамор.
    312—315 гг.
    Рим, Арка Константина.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Константина (аттик на южной стороне).
    Мрамор.
    312—315 гг.
    Рим, Арка Константина.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Битва у Мульвиева моста (proelium).
    Рельеф фриза южной стороны арки (т. н. фриз Константина).
    Мрамор. 312—315 гг.
    Рим, Арка Константина.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Богиня Луна в биге.
    Рельеф на арке Константина, тондо на короткой западной стороне.
    312—315 гг.
    Рим, Арка Константина.
    10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Вид Палатинского холма с аркой Константина.
    Художник А. Р. Л. Дюкро (1748—1810).
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА