БАЗИЛИКА ЮЛИЯ
Базилика Юлия занимает территорию между храмом Сатурна и храмом Кастора; её границы более точно обозначены двумя главными улицами, ведущими к Форуму и берущими начало от реки Тибр: название этих улиц — Vicus Iugarius на западной стороне, и Vicus Tuscus — на восточной. Возможно, сооружение базилики в ее сегодняшних размерах вызвало изменение направления этих улиц и их новую прокладку (под сохранившейся до наших дней брусчаткой были найдены руины сооружений периода Республики). Здание, длиной в 101 и шириной в 49 метров, стоит на месте одной из самых красивых древних базилик, — базилики Семпрония, построенной в 170 г. до н. э. цензором Тиберием Семпронием Гракхом, отцом известных Тиберия и Гая.
Как нам известно от Ливия, для этого Гракх снёс дом Сципиона Африканского, который возвышался на этом месте, а также прилегающие лавки ремесленников. Базилика Юлия, безусловно, была намного больше Семпрониевой, занимая также место, где раньше были торговые лавки (Tabernae Veteres), которые предшествовали древнему зданию и служили дополнением новым ремесленным лавкам (Tabernae Novae), расположенным на другой стороне площади, перед базиликой Эмилия. Строительство было начато при Цезаре, возможно уже в 54 г. до н. э., вместе с реставрацией базилики Эмилия и строительством нового Форума Цезаря (как об этом вспоминает Цицерон в своем письме к Аттику). Строительство было завершено при Августе, но базилика вскоре сгорела во время великого пожара в 9 г. до н. э. Построенная заново, она была посвящена двум приемным сыновьям императора, Гаю и Луцию, но сохранила первозданные имя и вид. Пострадав во второй раз во время пожара при Карине (283 г.), восстановлена Диоклетианом. К сожалению, из-за постоянных грабежей от античного здания мало что сохранилось: практически лишь один подиум, который поднимается на несколько ступеней (семь в восточном углу и единственную в западном). Даже кирпичные пилястры, которые можно увидеть сегодня, это результат реставрации прошлого столетия. Однако можно все-таки воссоздать чертеж: здание, особо грандиозное, включало в себя пять нефов: большой центральный зал
Здесь располагался трибунал центумвиров. Занавесы или деревянные перегородки делили зал на секторы, давая возможность работать четырём трибуналам одновременно.
Только в случае очень важных слушаний использовался весь зал. Одно из таких описано Плинием Младшим, который рассказывает, что на одном из его процессов толпа наводнила не только сам зал, но и верхние галереи.
На ступенях базилики, ведущих к Форуму и на полу галерей до сих пор видны следы многочисленных игр (в шашки, филетто), эти места должно быть занимали бездельники и шалопаи, которых было полно на площади. Кроме того, граффити воспроизводят статуи, вероятно, стоящие вокруг. Так, ближе к центру фасада, видны два основания с надписями: opus Polycliti и opus Timarchi, на которых, вероятно, в свое время возвышались две статуи известных греческих скульпторов (оригиналы, а не копии), привезенные сюда предположительно в Северову эпоху (судя по эпиграфическому стилю). Одна из них была поставлена на базу с надписью с именем префекта города 416 г. Габиния Веттия Пробиана и гласящую о том, что статуя была перевезена в базилику Юлия из другого места. Этот факт (о котором свидетельствуют также и другие найденные тут же аналогичные базы для статуй) можно связать с разграблением Рима Аларихом, произошедшим несколькими годами ранее.
Некоторые пробы грунта, взятые из глубины в центре базилики, пролили свет на руины другого здания (возможно базилики Семпрония), более древнего, включающего в себя также имплювий частного дома, который признан домом Сципиона Африканского.
Среди второстепенных археологических находок — два архаичных терракотовых антефикса, датируемых концом VI — началом V вв. до н. э., которые можно отнести к более древнему периоду соседнего храма Кастора. Позади базилики Юлия, к ней примыкали лавки, которые, вероятнее всего, выходили на одну из древних дорог. По ту сторону этой дороги, в зоне, куда еще не дошли раскопки, и где находилась больница Утешения, должен быть храм, посвященный божественному Августу. На углу дороги и Vicus Tuscus («Этрусская улица») должна была стоять статуя Вертумна, божества этрусского происхождения; этрусские жители, поселившиеся в Риме во время царствования Тарквиния Приска, дали название и району. По древней традиции считалось, что статуя указывала на границу болота Велабра, еще до строительства Большой Клоаки (Cloaca Maxima).