БАЗИЛИКА МАКСЕНЦИЯ ИЛИ КОНСТАНТИНА
Непосредственно к югу от храма Ромула, за дорогой, известной как кратчайший путь к Каринам (Carinae), находится одно из самых величественных строений имперского Рима — базилика, занимающая большую часть Велии, строительство которой начал Максенций и закончил Константин. Фрагмент плана Рима эпохи Септимия Севера и проведенные на территории здания раскопки показали, что ранее здесь находился большой утилитарный комплекс эпохи Флавиев, соразмерный тому, который занимал всю территорию к югу от Священной дороги, а именно между ней и Палатином и незначительные руины которого обнаружены в результате раскопок прошлого века. Нам известно, что базилика заместила собой Horrea Piperataria (склады перца и специй), что позволяет нам определить предназначение по крайней мере части более древней постройки. Базилика занимает площадь 100 × 65 м: она включала большой центральный неф, ориентированный в направлении восток—запад, длиной 80 м, шириной 25 м, высота которого в оригинале достигала 35 метров. С западной стороны неф заканчивался апсидой; предусмотренный в первоначальном проекте вход был с востока и состоял из длинного и узкого атриума, из которого через пять проходов открывался вход в неф. С севера и юга к центральному нефу примыкали два крыла поменьше, каждое из которых состояло из трех помещений, сообщающихся между собой и с атриумом входа, крытых мощными бочкообразными сводами с кессонами. Центральное помещение северной стороны (единственная сохранившаяся сторона) заключалось в апсиде, с предшествующими ей двумя колоннами, в которой открывались различные ниши, с.105 предназначенные для статуй, обрамленные маленькими колоннами на резных консолях. На южной стороне, ныне разрушенной до основания, находился величественный вход, состоящий из портика с четырьмя большими колоннами из порфира, с предшествующей ему парадной лестницей, которая выравнивала разницу высот между Священной дорогой и Велией. Эта новая ось север—юг соответствует проектному изменению, реализованному позднее, возможно, Константином. Особенно грандиозным должен был быть центральный свод, образованный тремя огромными крестовинами, опирающимися на восемь колонн из проконнесского мрамора, каждая высотой 14,50 м (единственная дошедшая до нас была увезена Павлом V в 1613 году, и установлена на площади Санта-Мария-Маджоре (S. Maria Maggiore), где и находится до сих пор). Конструкция и размеры этого зала аналогичны тем, что мы видим в больших центральных залах императорских терм, которые также называются «базиликами» (наиболее показательным сохранившимся примером являются Термы Диоклетиана, преобразованные Микеланджело в церковь Санта-Мария-дельи-Анжели (S. Maria degli Angeli). В западной апсиде находилась колоссальная статуя сидящего Константина, обнаруженная в 1487. Речь идет об акролифе, то есть о статуе с открытыми частями тела (голова, руки, ноги), сделанными из мрамора, и остальными — вероятно, из позолоченной бронзы. Мраморные части ныне выставлены во дворе дворца Консерваторов. Размер головы — 2,60 м, ноги — 2 м.