С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

БАЗИЛИКА МАКСЕНЦИЯ И КОНСТАНТИНА


В нача­ле 4 в. Мак­сен­ций постро­ил вели­че­ст­вен­ную адми­ни­ст­ра­тив­ную бази­ли­ку, где раз­ме­ща­лась пре­фек­ту­ра, кото­рая с того момен­та ста­ла еди­ным орга­ном всей город­ской адми­ни­ст­ра­ции. Зда­ние воз­двиг­ли на месте рас­по­ла­гав­ше­го­ся здесь ранее скла­да спе­ций, пря­но­стей и лекарств. Зда­ние име­ло боль­шой цен­траль­ный неф, закан­чи­вав­ший­ся в апсиде с запад­ной сто­ро­ны. Его покры­ва­ли три кре­сто­вых сво­да, кото­рые под­дер­жи­ва­ли восемь колонн раз­ме­ром почти 15 м. Два кры­ла име­ли цилин­дри­че­ские сво­ды и кес­сон­ные потол­ки. Пер­во­му вхо­ду с восто­ка пред­ше­ст­во­вал гори­зон­таль­ный вести­бюль, что при­да­ва­ло ком­плек­су ори­ен­та­цию восток-запад, кото­рая была изме­не­на, когда стро­и­тель­ство завер­шил Кон­стан­тин, доба­вив­ший вто­рой вход с юга, со сто­ро­ны Свя­щен­ной ули­цы; здесь лест­ни­ца вела внутрь через вход с пор­ти­ком, перед кото­рым сто­я­ли четы­ре коринф­ские колон­ны. Внут­ри была достро­е­на еще одна апсида, укра­шен­ная ста­ту­я­ми; закры­тая ворота­ми, она пред­на­зна­ча­лась для введен­ных в то вре­мя закры­тых судеб­ных раз­би­ра­тельств по делам сена­то­ров. Пол укра­ша­ла гео­мет­ри­че­ская моза­и­ка из раз­лич­ных видов мра­мо­ра. Мра­мор­ные пли­ты покры­ва­ли и внут­рен­ние сте­ны, при­да­вая им поис­ти­не вели­че­ст­вен­ный вид. Этот вели­че­ст­вен­ный облик уси­ли­ва­ла ста­туя импе­ра­то­ра Мак­сен­ция, кото­рая после его смер­ти была заме­не­на гигант­ской ста­ту­ей из мра­мо­ра и брон­зы импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на, уста­нов­лен­ной в запад­ной апсиде. Чтобы полу­чить пред­став­ле­ние о раз­ме­рах ста­туи, сле­ду­ет посмот­реть на то, что оста­лось от нее, во внут­рен­нем дво­ре палац­цо Кон­сер­ва­то­ров на Капи­то­лии; там хра­нят­ся голо­ва и ступ­ня, дли­на кото­рой 2 м.

См. также:
БАЗИЛИКА МАКСЕНЦИЯ ИЛИ КОНСТАНТИНА (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)
София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 42.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.

Рим, Римский Форум.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Антонина и Фаустины, храм Божественного Ромула, базилика Максенция, храм Божественного Юлия, Колизей, базилика Юлия, храм Весты, атрий Весты, храм Кастора и Поллукса)
Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум. Панорама.
(Курия Юлия, базилика Эмилия, храм Весты, храм Божественного Юлия, храм Антонина и Фаустины, храм Ромула, базилика Максенция, арка Тита.)
Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.

Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.
Вид со стороны улицы Императорских форумов (Via dei Fori Imperiali).
Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Максенция.

Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА