Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

ТАБУЛЯРИЙ


Луч­ше все­го антич­ные зда­ния сохра­ни­лись в Аси­лу­ме (Asy­lum) — низ­мен­но­сти меж­ду дву­мя вер­ши­на­ми. Самым важ­ным памят­ни­ком, вну­ши­тель­ный фасад кото­ро­го до сих пор воз­вы­ша­ет­ся над Рим­ским Фору­мом, явля­ет­ся Табу­ля­рий. Зда­ние пред­на­зна­ча­лось для хра­не­ния обще­ст­вен­ных архи­вов, его стро­и­тель­ство было воз­ло­же­но на Квин­та Лута­ция Кату­ла, кото­ро­му было пору­че­но вос­ста­но­вить стро­е­ния, уни­что­жен­ные пожа­ром 83 г. до н. э. Над­гроб­ная над­пись, обна­ру­жен­ная на Via Pre­nes­ti­na (хра­ня­ща­я­ся теперь во дво­ре гос­пи­та­ля Fa­te­be­nef­ra­tel­li на ост­ро­ве Тибе­рин), воз­мож­но, сохра­ни­ла нам имя архи­тек­то­ра: L(uci­us) Cor­ne­lius L(uci) f(ili­us) Vot(uria tri­bu) / Q(uin­ti) Ca­tu­li co(n)s(ulis) praef(ec­tus) fabr(um) / cen­so­ris ar­chi­tec­tus («Луций Кор­не­лий, сын Луция из Воту­ри­е­вой три­бы, пре­фект ремес­лен­ни­ков в кон­суль­ство Квин­та Лута­ция Кату­ла, архи­тек­тор в его же цен­зор­ство»). Лута­ций Катул был кон­су­лом в 78 г. до н. э. и цен­зо­ром, сра­зу же сло­жив­шим с себя пол­но­мо­чия, в 65 г. до н. э. Наш Луций Кор­не­лий, рим­ский граж­да­нин, воз­мож­но, из Остии (о чем мож­но судить по три­бе, к кото­рой он при­над­ле­жал), работал в те годы в под­чи­не­нии у Лута­ция Кату­ла и, оче­вид­но, при­ни­мал уча­стие в рекон­струк­ции Капи­то­лия. Извест­ны две над­пи­си, при­над­ле­жа­щие Табу­ля­рию: [Q. Lu]ta­tius Q(uin­ti) f(ili­us) Q(uin­ti) n(epos) C[atu­lus co(n)s(ul) / de s]en(atus ) sent(en­tia) fa­ciun­du[m coe­ra­vit] / eidem­que [p]rob[avit]. («Квинт Лута­ций Катул, сын Квин­та, внук Квин­та, кон­сул, соглас­но реше­нию Сена­та cдал под­ряд (на это зда­ние) и при­нял работы»). Эта над­пись, обна­ру­жен­ная на сто­роне Табу­ля­рия, обра­щен­ной к Фору­му, сей­час уста­нов­ле­на на север­ной сто­роне памят­ни­ка. Дру­гая, более важ­ная над­пись, ныне утра­чен­ная, была ско­пи­ро­ва­на в Сред­ние века: Q(uin­tus) Lu­ta­tius Q(uin­ti) f(ili­us) Q(uin­ti) [n(epos)] Ca­tu­lus co(n)s(ul) / sub­struc­tio­nem et ta­bu­la­rium / de s(ena­tus) s(en­ten­tia) fa­ciun­dum coe­ra­vit, [ei]dem­que / pro[ba­vit]. Текст ее прак­ти­че­ски иден­ти­чен преды­ду­ще­му, но он боль­ше сооб­ща­ет о самом памят­ни­ке, кото­рый вклю­чал в себя базо­вую кон­струк­цию и воз­вы­шаю­щий­ся над ней Табу­ля­рий: это очень хоро­шо сов­па­да­ет с видом памят­ни­ка, воз­вы­шаю­ще­го­ся на высо­ком осно­ва­нии, кото­рое слу­жи­ло не толь­ко для защит­ных целей, но и для того, чтобы под­нять до уров­ня пло­ща­ди (Asy­lum) зда­ние, пред­на­зна­чен­ное для хра­не­ния архи­ва. Фун­да­мент, дли­ной 73,60 м, постро­ен цели­ком из ров­ных бло­ков аниен­ско­го туфа и пепе­ри­на. В нем был вход, поз­же заграж­ден­ный поди­у­мом хра­ма Вес­па­си­а­на и Тита. За этой две­рью начи­на­лась лест­ни­ца (очень хоро­шо сохра­нив­ша­я­ся до сих пор), высе­чен­ная в узком про­стран­стве меж­ду фаса­дом и ска­лой. Она вела в поме­ще­ния с узки­ми окна­ми, рас­по­ло­жен­ные на пер­вом эта­же.

Навер­ху была длин­ная гале­рея, разде­лен­ная на сек­то­ры с шатро­вы­ми сво­да­ми, выхо­дя­щие нару­жу арка­ми, обрам­лен­ны­ми дори­че­ски­ми полу­ко­лон­на­ми из пепе­ри­на, с капи­те­ля­ми и архит­ра­ва­ми из тра­вер­ти­на. Сохра­ни­лись следы дори­че­ско­го фри­за с мето­па­ми и три­гли­фа­ми, над кото­рым воз­вы­ша­лась еще одна ароч­ная гале­рея с коринф­ски­ми колон­на­ми из тра­вер­ти­на, фраг­мен­ты кото­ро­го, най­ден­ные у осно­ва­ния фаса­да, раз­ме­ще­ны в насто­я­щее вре­мя на терри­то­рии Пор­ти­ка Боже­ст­вен­но­го Согла­сия, нахо­дя­ще­го­ся напро­тив.

Суще­ст­во­ва­ние верх­не­го эта­жа под­твер­жда­ет­ся и тем фак­том, что мало (все­го пять) поме­ще­ний нахо­дит­ся на уровне пер­вой гале­реи, коли­че­ство их недо­ста­точ­но; кро­ме того, сте­на этих поме­ще­ний явля­ет­ся мас­сив­ным фун­да­мен­том, пред­на­зна­чен­ным оче­вид­но для того, чтобы под­дер­жи­вать верх­ний этаж, — насто­я­щее и под­хо­дя­щее место для хра­не­ния архи­вов. Памят­ник явля­ет­ся одним из самых инте­рес­ных при­ме­ров той рес­пуб­ли­кан­ской архи­тек­ту­ры, кото­рая с середи­ны II в. до н. э. и до середи­ны I в. н. э. была рас­про­стра­не­на на всей терри­то­рии цен­траль­ной Ита­лии. Сошлем­ся на хра­мы горо­дов Пале­ст­ри­ны, Тиво­ли, Ферен­ти­но, Терра­чи­ны. Храм Герак­ла в Тиво­ли, отно­ся­щий­ся к эпо­хе Сул­лы, име­ет осо­бую схо­жесть с Табу­ля­ри­ем, бла­го­да­ря введе­нию неко­то­рых архи­тек­тур­ных нов­шеств, — таких как арка, обрам­ля­ю­щая ярус, впо­след­ст­вии очень рас­про­стра­нен­ная в рим­ской архи­тек­ту­ре, и шатро­вый свод.

Внут­ри гале­реи, кото­рая слу­жи­ла кры­той доро­гой меж­ду Капи­то­ли­ем и цита­де­лью (Arx), и из кото­рой откры­ва­ет­ся один из самых вели­ко­леп­ных видов на Форум, хра­нит­ся фраг­мент верх­не­го кар­ни­за хра­ма Кон­кор­дии (Согла­сия) авгу­стов­ско­го пери­о­да и копия архит­ра­ва хра­ма Вес­па­си­а­на и Тита, укра­шен­но­го жерт­вен­ны­ми инстру­мен­та­ми.

В дру­гих поме­ще­ни­ях хра­нят­ся фраг­мен­ты моза­и­ки, при­над­ле­жав­шей зда­ни­ям, сне­сен­ным для стро­и­тель­ства Табу­ля­рия, и кото­рая поэто­му счи­та­ет­ся одной из наи­бо­лее древ­них в Риме (не позд­нее II в. до н. э.). Юго-запад­ный угол зда­ния опи­сы­ва­ет углуб­ле­ние: при построй­ке Табу­ля­рия необ­хо­ди­мо было учи­ты­вать пред­ше­ст­ву­ю­щее зда­ние, кото­рое было обна­ру­же­но в 1939 году. Речь идет о хра­ме Вей­о­ве, юно­го демо­ни­че­ско­го боже­ства, при­над­ле­жа­ще­го про­ис­хож­де­ни­ем, воз­мож­но, к этрус­ско­му пан­тео­ну. Извест­но, что оно было посвя­ще­но в 192 г. до н. э., и мож­но даже раз­ли­чить следы пер­во­го ремон­та во II веке до н. э., одна­ко суще­ст­ву­ю­щее на сего­дняш­ний день зда­ние отно­сит­ся к более позд­не­му пери­о­ду, воз­мож­но, пери­о­ду само­го Табу­ля­рия (78 г. до н. э.); на нем вид­ны следы рестав­ра­ции пери­о­да Доми­ци­а­на из кир­пи­ча, кото­рая есте­ствен­но после­до­ва­ла после боль­шо­го пожа­ра в 80 г. н. э.

Фор­ма зда­ния напо­ми­на­ет фор­му хра­ма Кон­кор­дии, ее осо­бен­но­сти обу­слов­ле­ны огра­ни­чен­но­стью про­стран­ства: как упо­ми­на­ет Вит­ру­вий в сво­ем трак­та­те «Архи­тек­ту­ра», храм воз­вы­шал­ся на поди­у­ме из тра­вер­ти­на и состо­ял из цел­лы, шири­на кото­рой пре­вы­ша­ла дли­ну, и про­на­оса из четы­рех колон, к кото­ро­му вела парад­ная лест­ни­ца.

На полу про­на­оса нахо­дит­ся неболь­шой мра­мор­ный алтарь, в то вре­мя как боль­шая куль­то­вая ста­туя, к сожа­ле­нию, без голо­вы и рук с атри­бу­та­ми, хра­нит­ся в насто­я­щее вре­мя в одном из сосед­них поме­ще­ний Табу­ля­рия. (Доступ к раз­ва­ли­нам зда­ния под Двор­цом Сена­то­ров нахо­дит­ся сле­ва от ули­цы Сикс­та IV).

См. также:
ТАБУЛЯРИЙ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
© 2004 — Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 81—83.
© 2007 — Пере­вод с итал. Ека­те­ри­ны Соболе­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
4. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Гелиодора Панэротиана и Антонии Мистики.
Около 1—14 гг. н. э.
CIL VI 4037.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Вид на Капитолий и Римский форум (1760—1770).
Паоло Анези (Рим, 1697—1773) и
Паоло Мональди (Рим, 1710? — после 1779).
Холст, масло.
Рим, Музей Рима в палаццо Браски.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Портик Божественного Согласия, Табулярий.

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Портик Божественного Согласия, Табулярий, храм Веспасиана и Тита.

Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА