ТАБУЛЯРИЙ
Лучше всего античные здания сохранились в Асилуме (Asylum) — низменности между двумя вершинами. Самым важным памятником, внушительный фасад которого до сих пор возвышается над Римским Форумом, является Табулярий. Здание предназначалось для хранения общественных архивов, его строительство было возложено на Квинта Лутация Катула, которому было поручено восстановить строения, уничтоженные пожаром 83 г. до н. э. Надгробная надпись, обнаруженная на Via Prenestina (хранящаяся теперь во дворе госпиталя Fatebenefratelli на острове Тиберин), возможно, сохранила нам имя архитектора:
Наверху была длинная галерея, разделенная на секторы с шатровыми сводами, выходящие наружу арками, обрамленными дорическими полуколоннами из пеперина, с капителями и архитравами из травертина. Сохранились следы дорического фриза с метопами и триглифами, над которым возвышалась еще одна арочная галерея с коринфскими колоннами из травертина, фрагменты которого, найденные у основания фасада, размещены в настоящее время на территории Портика Божественного Согласия, находящегося напротив.
Существование верхнего этажа подтверждается и тем фактом, что мало (всего пять) помещений находится на уровне первой галереи, количество их недостаточно; кроме того, стена этих помещений является массивным фундаментом, предназначенным очевидно для того, чтобы поддерживать верхний этаж, — настоящее и подходящее место для хранения архивов. Памятник является одним из самых интересных примеров той республиканской архитектуры, которая с середины II в. до н. э. и до середины I в. н. э. была распространена на всей территории центральной Италии. Сошлемся на храмы городов Палестрины, Тиволи, Ферентино, Террачины. Храм Геракла в Тиволи, относящийся к эпохе Суллы, имеет особую схожесть с Табулярием, благодаря введению некоторых архитектурных новшеств, — таких как арка, обрамляющая ярус, впоследствии очень распространенная в римской архитектуре, и шатровый свод.
Внутри галереи, которая служила крытой дорогой между Капитолием и цитаделью (Arx), и из которой открывается один из самых великолепных видов на Форум, хранится фрагмент верхнего карниза храма Конкордии (Согласия) августовского периода и копия архитрава храма Веспасиана и Тита, украшенного жертвенными инструментами.
В других помещениях хранятся фрагменты мозаики, принадлежавшей зданиям, снесенным для строительства Табулярия, и которая поэтому считается одной из наиболее древних в Риме (не позднее II в. до н. э.). Юго-западный угол здания описывает углубление: при постройке Табулярия необходимо было учитывать предшествующее здание, которое было обнаружено в 1939 году. Речь идет о храме Вейове, юного демонического божества, принадлежащего происхождением, возможно, к этрусскому пантеону. Известно, что оно было посвящено в 192 г. до н. э., и можно даже различить следы первого ремонта во II веке до н. э., однако существующее на сегодняшний день здание относится к более позднему периоду, возможно, периоду самого Табулярия (78 г. до н. э.); на нем видны следы реставрации периода Домициана из кирпича, которая естественно последовала после большого пожара в 80 г. н. э.
Форма здания напоминает форму храма Конкордии, ее особенности обусловлены ограниченностью пространства: как упоминает Витрувий в своем трактате «Архитектура», храм возвышался на подиуме из травертина и состоял из целлы, ширина которой превышала длину, и пронаоса из четырех колон, к которому вела парадная лестница.
На полу пронаоса находится небольшой мраморный алтарь, в то время как большая культовая статуя, к сожалению, без головы и рук с атрибутами, хранится в настоящее время в одном из соседних помещений Табулярия. (Доступ к развалинам здания под Дворцом Сенаторов находится слева от улицы Сикста IV).